В этом нет ничего странного, потому, что в странах переходного периода, не имеющих устоявшейся свободной системы, большинство собственников предпочитают иметь свои компании через сложные офшорные акционерные структуры. Часто конечные бенефициары-собственники заканчивают свои структуры-владения в тех юрисдикциях, которые являются как безопасными с юридической точки зрения, так и налогоэффективными, с точки зрения налогообложения.
Очень сложно делить движения капитала между такими юрисдикциями по категориям того, что называется бегством капитала, нелегальным бизнесом и легальной коммерческой деятельностью.
Например, выплата российской компанией дивидендов всем своим акционерам производится и в ту конечную компанию, которая является офшорным акционерным юрлицом главного акционера, в качестве гипотетического примера. Такое конечное юрлицо может находиться как на Кипре, так и на Британских Виргинских островах и так далее.
Если компания выплатила свои дивиденды туда – это является легальным потоком денег. Но дело в том, что до противозаконной аннексии и оккупации Крыма Россией, а также войны России против Украины на ее востоке, российские компании все-таки последние 20 лет более или менее работали на свое развитие и увеличение рыночной капитализации.
Худо-бедно, с различными потрясениями, кризисами (как 98-го, так и 2008-2009-х годов) компании, которые оставались, свою прибыль не всегда и не всю отправляли на выплату дивидендов. Какую-то часть они направляли на развитие своего бизнеса и на повышение рыночной капитализации.
Но вся эта история закончилась, начиная с 2014-го года. Весь российский бизнес совершенно справедливо прекратил действия, направленные на повышение рыночной капитализации и развитие бизнеса. Бизнесмены поняли - сейчас начнутся чудовищные последствия для российского корпоративного сектора, для всего российского фондового рынка и всей финансовой и банковской системы.
Из-за последствий этого коллапса не будет смысла вкладывать какие-нибудь деньги в развитие своих компаний.
Это все превратилось в то, что в финансовом мире называется "pure dividend play", т.е. началась история по выплатам дивидендов из практически всех свободных денежных потоков частных компаний. Это относится к тем частным компаниям, которые на данный момент еще остаются прибыльными. Они ничего или почти ничего не делают для своего развития, расширения бизнеса, инвестиций, модернизации. Они выплачивают все свои свободные денежные потоки в качестве дивидендов. А многие, еще недавно прибыльные компании, превратились в неприбыльные и стали просто убыточными или очень убыточными и скоро просто исчезнут.
Некоторые бизнесмены успели выйти из каких-то проектов до всех этих катаклизмов или уже во время того, что мы называем "Крымнаш", и вывести деньги из России. Так или иначе, люди, которые все продали и сидели на больших суммах, или еще что-то продавали во время "Крымнаша", не оставляли своих средств в России.
Все это в совокупности обеспечивает те астрономические суммы, которые выводятся из России. Нельзя забывать и о том, чтобы мы не знали и не подозревали о кооперативе "Озеро" и той "корпорации ФСБ", которая захватила Россию, – это все идет в ту же самую копилку цифр вывода капитала из России.
С формальной точки зрения, что там есть? Там есть юрлица, некоторые из которых засветились в "панамагейте". Эти юрлица выводят деньги из России разными способами. И весь этот общий результирующий процесс никаким образом не остановить, даже если ввести серьезный контроль над движением капитала. При нынешнем формате власти я не представляю, как изменить такой тренд. И наоборот, при восстановлении конституционного порядка и строя, при другой власти, соблюдающей Конституцию РФ, восстановившей принцип разделения властей, судебную систему, институты честных и справедливых выборов и сменяемости власти, - при всех этих условиях тренд изменится сам собой. Капитал - как российский, так и иностранный - хлынет в Россию огромным потоком.