Все хорошо, только бы будущие пациенты и нынешние налогоплательщики под ногами не путались.
Почему все эти законы и концепции важны? Очень просто: украинское здравоохранение слишком дорого нам обходится. Ну, право же, мы не дети, понимаем, что бесплатной медицины и раньше особо не было (поговорка советских времен "лечиться даром - даром лечиться"), а сейчас ее и подавно нет. А что есть? Есть колоссальные расходы на здравоохранение (около 55 млрд грн в 2016 году ожидается). Есть реально подвиг, ежедневный подвиг многих врачей, которые в жутких условиях на медные госбюджетные копейки лечат тех, кого могут вылечить. Есть более или менее приличная система оказания экстренной медпомощи. Конечно, хватает и подонков, которые занимаются вымогательством у пациентов. Но я бы не мазал медиков черной краской - большинство из них делают все, что можно в таких условиях, и еще сверх того.
Не секрет же, что многочисленные "оптимизации" привели к росту нагрузки на персонал, урезали финансовые возможности ("вот вам список, идите в аптеку покупать нужное для проведения операции, осмотра, взятия анализов" - нужное подчеркнуть).
И тем не менее мы за "условно-бесплатную" медицину все равно платим. Примерно по 3000 гривен в год с каждого работающего налогоплательщика. Много? Конечно. Две минимальные зарплаты, на минуточку.
Если разверстать медицинский годовой бюджет, получится что-то около 1200 гривен на одну украинскую душу - от новорожденного до пенсионера. Это много ли? Не слишком. Это три пломбы в средней руки стоматологическом кабинете. Это три-четыре не самых сложных анализа в современной медлаборатории. Это курс не самых крутых антибиотиков и сопутствующих медикаментов при лечении, например, воспаления легких.
Денежно-медицинская проблема состоит в том, что страна не слишком богатая, а в Конституции зашита норма о бесплатной медпомощи. Понятно, что степень бесплатности и качестве медпомощи сильно зависит от сугубо административных возможностей того или иного пациента. И очень редко зависит от чего-то еще.
В итоге получается так, что за действенную помощь в решении реальной проблемы пациент в конце концов платит дважды: один раз при уплате налогов, второй раз - когда приходится расплачиваться в аптеке или с врачом. При этом содержатся за довольно солидные деньги ненужные и неэффективные (что одно и то же) койки в огромных государственных клиниках. При этом условием получения сколько-нибудь квалифицированной и эффективной, но "условно бесплатной" помощи становится взнос в очередной "благотворительный фонд" при госклинике. При этом никто толком не знает, какое право и на что по поводу лечения он имеет.
Наверное, ситуация сильно бы упростилась и стала легче в случае реализации принципа "деньги идут за пациентом". Я имею ввиду в данном случае, конечно, деньги госбюджета (ну и муниципальные, раз из местных бюджетов финансируется "бесплатная" медицина). Этот принцип зашит в механизмах страховой медицины: в рамках возможного пациент выбирает оптимальное для него место получения медпомощи. Оплата попадает с его персонального страхового "счета" не в Минздрав вообще, а в конкретную клинику. Ну и, понятно, за счет такого общеобязательного полиса медстрахования покрывается вполне конкретный и понятный, пусть и ограниченный перечень медицинских услуг: экстренная помощь, первичная помощь, роды, детские врачи, ну и еще что-то - специалисты точно знают, не сомневаюсь.
В этом случае у хорошей государственной (или муниципальной) клиники всегда будет достаточно пациентов, а от пациентских полисов - достаточно денег за оказанные лечебные услуги. Настолько достаточно денег, что их хватит и на оплату грамотных врачей, и на технику, и на медикаменты, и на обслуживающий персонал, и на (о, ужас!) скромный, но толковый ремонт помещений. Мне страшно думать, откуда деньги на все это берутся сейчас. Впрочем, каждый может заглянуть (не в столице) в любую районную поликлинику и получить полное представление об эффективности расходования бюджетных денег. Кстати, такой ознакомительный визит рекомендую начать с туалета - его состояние говорит о главвраче и больнице круче всего, как мне кажется.
Логично предположить, что для соблюдения и эффективной работы принципа "деньги идут за пациентом", нужно, чтобы лечебное учреждение могло более или менее свободно использовать полученные средства. Иначе теряется смысл во всем этом.
Так вот в конце апреля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, который специалисты называют законом "об автономии больниц". Если кратко: клиникам позволят в рамках своих целей (лечение, медицинское обслуживание, экстренная помощь) определять направления использования получаемого финансирования. Еще бы там пресечь возможность "теневой приватизации", так вообще было бы здорово! Ну, посмотрим, в каком виде этот законопроект будут голосовать окончательно. Увы, угроза "дерибана" наиболее сладких кусков медицинского хозяйства все еще не устранена.
Предположим, свободу клиники получили, от теневого "дерибана" их уберегли.
Дальше что? Распределение денег между медучреждениями останется в том же пещерном состоянии, что и сейчас? "Кто громче крикнул - тому и деньги"?
Похоже, что нет. Похоже, реформы таки начинаются. И даже Минздрав на своем сайте опубликовал 10 мая проект будущей реформы здравоохранения. В концепции указано, что ее первый этап начнется немедленно и завершится в конце 2017 года - то есть осталось менее 2 лет. Все будет происходить достаточно быстро. Осталось понять - достаточно ли здраво все это будет происходить?
В реформе я не обнаружил главного - принципа "деньги идут за пациентом". Там есть эти слова в названии одного из разделов. А вот принципа там такого нет. Зато там есть Нацагентство, которое должны создать в качестве генерального заказчика (покупателя) медицинских услуг. То есть правильно было бы написать "Деньги Идут За Нацагентством" (все - с больших букв). Потому что выбирать и платить будет конкретно Нацагентство.
Там есть идея о том, что можно централизованно устанавливать единые на всю страну цены на медицинские услуги государственных (муниципальных) медучреждений. Там есть идея о создании при клиниках и других медучреждениях так называемых общественных советов с участием пациентских организаций - с контролирующими функциями. И много чего еще есть. В том числе - идея о формировании государственного гарантированного пакета медицинских услуг, за пределами которого каждому из нас придется оплачивать самостоятельно.
А что же войдет в этот государственный гарантированный пакет медицинских услуг? И как он будет оплачиваться, и будет ли у пациента право выбирать место для получения таких услуг? Увы, в Концепции реформы об этом я не нашел ни слова. О централизованной системе - есть, о централизации средств местных общин для закупки услуг через Нацагентство - есть. О том, что состав гарантированного пакета медуслуг каждый год будет устанавливать Верховная Рада, - тоже есть.
То есть создается система, внутри которой некие чиновники (неважен их статус - из Минздрава или из Нацагентства) при участии невесть откуда взявшихся общественников будут решать - кому и сколько будет дано денег из госбюджета на содержание того или иного медучреждения, где лечиться тем или иным пациентам и так далее. То есть право голоса собственно для пациента - непредусмотрено, судя по тексту Концепции. Кстати, найти ту концепцию на сайте Минздрава - тот еще труд. Хотя, по логике, это главный документ отрасли и ссылка на него должна бить по глазам прямо в верхней части главной страницы министерского сайта.
О страховой медицине за бюджетные деньги - ни слова. Только упомянуто, что мы сможем лечиться за счет добровольного медстрахования, если ту или иную услугу государственный гарантированный пакет медицинских услуг не покрывает. Ну, так мы и сейчас имеем такую возможность. И даже необходимость - потому что госмедицина, увы, ну вы сами знаете.
Слушайте, не все же о #зрада# писать? Есть ли там что-то хорошее? Есть, нашлось. В Концепции предусмотрено, что можно будет закупать за бюджетные средства медицинские услуги не только в государственных и муниципальных медучреждениях, но и в частных. Это замечательно. Это шанс на развитие рынка медицинских услуг. Ну и шанс для "особо одаренных" получать высококлассную, недоступную прочим медицинскую помощь за наши с вами - за бюджетные - средства.
И только от усилий гражданского общества зависит, куда и как будут тратиться вот те самые 55 миллиардов гривен в год. Кстати, по мере роста экономики эта цифра будет активно расти. И это наши с вами большие деньги.