Накануне и в дни памяти и примирения и победы над нацизмом Вторая мировая традиционно оказывается в информационном пространстве не только Украины. А у нас и война еще и приходит в школы - в виде тематических рукотворных стенгазет с нарисованными советскими воинами-освободителями на фоне салюта над кремлевской звездой. Называется такая типичная школярская газета без затей: "День Победы".
Частично проблему увидел и попытался очертить журналист Виталий Гайдукевич, отметив: "Если у вашего ребенка в школе запланированные мероприятия до 8 мая, придите и посмотрите - а именно детям рассказывают о Второй мировой. Вы уверены, что школьникам не вшивают липовый образ? Тот самый образ, который десятилетиями лелеяла Москва для манипуляций. Солдат на фоне салюта, пусть даже без кремлевской звезды и "колорадского" ленты при этом - уже манипуляция со словами "освобождения" и "победа". для нынешней Украины - не менее.
Можно как угодно относиться к Петру Порошенко и, несомненно, надо критиковать его как главу государства. Это норма даже для стран с развитой демократией. Однако невозможно игнорировать факт существования Указа "О праздновании в 2016 году Дня памяти и примирения и 71-й годовщины победы над нацизмом во Второй мировой войне", подписанного президентом еще 8 апреля. В нем нет ни слова ни о Великой Отечественной войне, и тем более - о "освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков". Зато упоминается освободительное движение, здесь уже без кавычек.
Это должно перевести представления информации о той войне на совершенно другой уровень. Который введет ее даже не в актуальной украинский, а удельный европейский контекст. Прежде всего следует уделить внимание именно школам, хотя как это сделать на практике - не знает, кажется, даже новый министр образования и науки Лилия Гриневич. И предшественник, известный своими реформаторскими шагами и преимущественно положительными оценками образовательного сообщества Сергей Квит, не может похвастаться достижениями на этом поприще. Потому что пока школьники рисуют советских солдат - победителей, а учителя не делают им замечаний, Второй мировой и ее катастрофические последствия для Украины как правдивой части Восточной Европы наши дети будут воспринимать искаженно. Сквозь призму российской милитарной пропаганды, украшенной полосатыми лентами.
Прежде школьникам следует вложить в головы - для Восточной Европы один великий диктатор только стал на место другого. Нашим детям дальше толкут: Сталин победил Гитлера. Но пока никто и нигде на уровне средних общеобразовательных школ не говорит - Сталин отличался от Гитлера только снаружи. К лету 1941 года включительно диктаторы имели партнерские отношения, и Вторую мировую развязали вместе. Западные государства тянули и не торопились стать союзниками СССР после нападения на него нацистской Германии, потому что долгое время не желали иметь дело с "дядюшкой Джо" - так называли Сталина за глаза.
Запад банально ждал, чья возьмет, и жертвы, в том числе - среди мирного населения, значения не имели. Это звучит цинично. Но война является частью политики, а политика - циничная. Поэтому когда Красная Армия не так умением, как числом переломила ход войны в течение первой половины 1943 года, со Сталиным наконец сели за стол переговоров мировые лидеры. Чтобы еще через год, когда советские войска подогнали немецкие вплотную к советским границам, определенных пактом Молотова - Риббенторопа в 1939 году, новые союзники "вождя народов" открыли второй фронт.
Украинцы, как и жители стран Балтии, имели во Второй мировой общий интерес - освободительное. Опустим Украины-польский конфликт интересов, прежде всего - территориальный. Потому Польша после мая 1945 оказалась в таком же положении, что и Украина. Чтобы два порабощенные народы не стали искать общий язык с "воина-освободителя", их заранее поссорили, надолго разграничив кровавой памятью. Страны так называемого "соцлагеря", включая Восточной Германией, которую СССР принял военным трофеем, начали подниматься против своих "освободителей" в начале 1950-х годов, уже после смерти Сталина. К тому времени активного сопротивления "освободителям" не фиксируется. Зато в Украине и балтийских «советских» государствах вооруженное сопротивление советской власти в то время лишь начал спадать через физическое уничтожение части способных сопротивляться, заключения в лагеря на длительные сроки других и окончательное запугивания мирного населения - благодаря регулярным акциям пацификации (усмирение) на местах .
Если бы речь шла о настоящей победу над оккупантом и агрессором, никаких движений сопротивления "освободителям" история не знал. Поэтому правильно говорить о завершении активной фазы Второй мировой войны в Европе в мае 1945-го, в мире - в сентябре того же года, когда были разгромлены Японию в качестве главного противника США. Но война продолжалась на освобожденных, а точнее - заново оккупированных территориях. Так как советская Россия еще от января 1918 проявила себя государством-агрессором с аппетитами, аналогичными аппетитам нацистской Германии.
Учитывая это по случаю 71-й годовщины победы над нацизмом в Украине и, без преувеличения, в мире надо отмечать: побежден немецкий нацизм. Но империализм и порожденная ими агрессия имеют другие корни. Разрешение Сталину разделить победу над Гитлером с Западом привел к тому, что другой агрессор постепенно, уверенно и не менее агрессивно присвоил победу. Наполнил ее своими, совершенно далекими от значения слова "освобождения" смыслами. И до сих пор, пользуясь не слишком совершенной школьным образованием, ловко распространяет ложные смыслы на украинском детей через школьные стенгазеты с нарисованными на них советскими автоматчиками.