Когда меня спрашивают, как я отношусь к ЗНО, я отвечаю, как и все математики: это условие необходимое, но недостаточное.
1. Будем считать, что ЗНО выполнило свою изначальную и важнейшую функцию по противодействию коррупции в школе и обеспечению равных прав и возможностей всем школьникам иметь доступ в любые вузы. Это здорово.
2. Теперь надо подумать о главном, для чего вообще предназначена школа. И пусть дальше с коррупцией борются другие специально обученные органы, а школа пусть заботится о том, чтобы давать умения, навыки, знания и компетенции, в соответствии с требованиями 21 века.
3. Во всем мире сейчас начинается образовательный бум. Страны хотят опередить друг друга в том, - у кого лучше система образования. И там уже не спорят, сколько лет надо учиться…, когда переходить на специализацию…, и надо ли.., какая должна быть система баллов…
4. Там вовсю занялись главными вопросами реформ:
- зачем учить (уже не для получения одного-единственного параметра в баллах ЗНО, а спектра качеств)
- чему учить (совсем другой контент знаний и информации)
- кем учить (совсем иные функции у учителей и коучей)
- как учить (переход от взаимоотношений учитель-ученик, к смешанным технологиям на результат)
- как этим всем управлять (это совсем иной менеджмент, похожий на систему управления бизнесом)
- сколько это всё должно стоить (и кто за это будет платить)
- какой в конце пути будет получен результат всеми участниками образовательного процесса: школьниками, родителями, государством, учителями, бизнесом и университетами…
5. Я думаю, что эти мировые тренды нас тоже коснутся, и мы не отстанем ни от Запада, ни от Востока.
6. А сегодня я хочу пожелать нашим выпускникам пройти это испытание ЗНО с честью, проявить свои лучшие качества: смекалку, память, волю и целеустремленность…, набрать побольше баллов, чтобы получить возможность учиться в лучших университетах… и порадовать своих маму с папой, которые, наверное, сегодня больше всех переживают.