Не успела утихнуть мартовская шумиха вокруг доставки первой партии сланцевого газа этана из США в Европу, осуществленная согласно пятнадцатилетнему контракту между швейцарской компанией Ineos и американскими Range Resources и Consol Energy, как на прошлой неделе умы энергетических монополистов тревожил танкер Creole Spirit, также с партией СПГ отправившийся к берегам Старого Света. Только на этот раз танкер держал курс от завода Sabine Pass в португальский порт Синеш.
Ситуация, прямо сказать, довольно неоднозначная.
С одной стороны – да, поставки сланцевого газа из США в Европу имеют место, но не настолько крупные, дабы будоражить спокойствие главного европейского поставщика – России.
С другой стороны, только слепой не увидит очевидную угрозу для Москвы в долгосрочной перспективе.
На сегодняшний день мы имеем сланцевые контракты с швейцарской Ineos и португальской Galp Energia SGPS SA. Причем последняя, крупнейшая в своей стране, понимает, что расположение порта Синеш весьма удачно для подобных поставок, по сути, он является воротами в Западную Европу. А потому долгосрочность этих отношений уже очевидна.
В данном контексте Россия, заключающая с европейскими партнёрами контракты средне- и долгосрочные, пока может продолжать не волноваться о выполнении обязательств партнерами, но вот когда истечет срок этих контрактов, что тогда? Тем более, что к тому моменту потоки сланца из США значительно увеличатся. И это без учета готовящихся к поставкам и уже поставляющим газ в ЕС Норвегии, Алжира, Ирана, Азербайджана…
Очевидно, что критическим для российской «энергетики на экспорт» станет 2020-й год, когда большинство проектов и потоков, зарождавшихся все это время, либо же получающих свой старт именно сейчас, заработают на полную мощность. И если Турция станет в скором времени основным транспортным узлом для Восточной Европы, благодаря «Южному газовому коридору», то португальский Синеш уже сейчас становится таковым, как сланцевый клапан для Западной Европы, который отворяет США.