Это начало большого конца нашей банковской системы
Вчера 21 апреля Национальный банк Украины снизил учетную ставку c 22% до 19%. Изначально идея Владимира Гройсмана и Валерии Гонтаревой сводится к тому, чтобы вылечить банки и помочь им перезапустить процесс кредитования – это подход «сверху вниз». Данный подход требует времени, которого нет, и наши новые финансовые власти, думаю, это осознают.
И всё же, они отказались от предложения экспертного сообщества, которое предлагает не дожидаться естественного восстановления украинской финансовой системы, а сразу обеспечить необходимое кредитование через банки и институты совместного инвестирования. Их подход - «снизу вверх».
Тем более, что после падения «Брокбизнесбанка», коммерческого банка «Финансы и кредит» и вот теперь «Хрещатика» - стало ясно, что наши кредитные учреждения в себя не пришли. Клиентов и вкладчиков не информируют, а кредитные ставки просто зашкаливают за все мыслимые пределы (конечно, в сравнении с европейскими и американскими банками). Очень хочется, чтобы прочитав эти строки, В.Гонтарева слегка ударила себя в грудь и набросилась с контртезисами. И объяснила, как я глубоко заблуждаюсь. Или со мной согласится?! Согласится с тем, что это начало большого конца нашей банковской системы? Ведь именно сейчас украинская банковская система находится в интересном положении, которое называется ни дать, ни взять.
Правда, Евросоюз готов предоставить Украине второй транш так называемой макрофинансовой помощи на сумму в 600 млн. евро. Об этом вчера 21 апреля заявил еврокомиссар Йоханнес Хан во время пресс-конференции в Киеве, комментируя ожидания от первых 100 дней нового Кабмина В.Гройсмана. Если ничего не изменится к лучшему, то не удивлюсь, когда у нас появятся еще и представители Финансового комитета Бундестага. Для рядовых украинцев это, наверное, лучший сценарий, а для чиновников в краткосрочном периоде будет больно.
Зато такой сценарий, возможно, запустит экономический рост в Украине. Вероятнее всего, без Европы нам не обойтись. Рассматриваю в повестке дня для снижения нашего госдолга от ЕС – это СВОПы, как удлинение нашего долга и снижение ежегодных платежей по обязательствам Украины, а также получение новых займов на более льготных условиях, что позволит решить самые горящие проблемы и т.д. вплоть до списания части долга. К тому же, по словам еврокомиссара Йоханнеса Хана, в течение первых 100 дней работы новоназначенное украинское правительство должно наладить конструктивный диалог с МВФ, в первую очередь принять законодательство в энергетическом секторе и поддерживать дальнейшую либерализацию экспорта.
Как известно, 22 мая 2015 года Украина и ЕС подписали Меморандум о получении Украиной макрофинансовой помощи в 1,8 млрд. евро, которая поступает тремя траншами. Первый транш уже был нами получен в 2015 году. Однако, в украинском банковском секторе остается много системных проблем и недоработок, которые не позволяют ему динамично развиваться. Международные кредиторы и инвесторы это знают и ждут от нас кардинальных перемен.
Но выход из этой ситуации вообще есть? К тому же ситуация с банком «Хрещатик» остается непростой, а банкротство Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка вообще допустить нельзя. Также понятно, что с точки зрения государства, лозунги о том, что они слишком большие, чтобы рухнуть, и что их проблемы можно разрешить – это неправда. Но, правда - то, что НБУ будет спасать крупных, к сожалению, за наш с вами счет. За счет налогоплательщиков. А качество управления в госбанках до сих пор остается очень низким. Не хотелось бы стать снова свидетелем очередного провала банковского надзора.
Вот и вчера во время «Круглого стола» один из участников с беспокойством спросил: «Правильно ли я понимаю, что в реальности расчистка Фондом гарантирования вкладов и НБУ этого колоссального объема проблемных или токсичных активов банков еще не завершена?». Лично я ему также серьезно ответил, что у нас она еще и не начиналась. Да, система еще не рухнула, но главная проблема в другом. Проблема в том, что фундаментально подрывается доверие к банковской системе и к гривне. «Что значит подрывается доверие, - заметил также вчера один мой коллега, и сам же продолжил, - Разве у любого здравомыслящего человека оно еще осталось?!».
В самом деле, наши финансовые власти своими руками рубят уверенность рынка в возможности обслуживания ранее выданных кредитов. И дальше будет хуже. Чего греха таить, и на Западе и у нас в стране все понимают, что в Кабмине Владимира Гройсмана собраны, возможно, патриотично настроенные, но некомпетентные министры, совершенно не знающие, как вытаскивать из такой глубокой рецессии и долговой трясины экономику Украины.
Что делать? Предложил бы им немедленно, буквально выхватывать из рук любые разумные, прежде всего, ориентированные на долгосрочную перспективу предложения у экспертов и предпринимателей. Более того, уже должна стоять очередь из министров для поиска высококлассных экспертов, которые предложат, в частности, новые инвестиционные идеи с привлечением иностранного капитала. Хочется, чтобы министры поняли: сегодня более радикальная и более тяжелее ситуация, чем та, что была в 2014 году. И не дай Бог, если по примеру А.Яценюка и В.Гройсман продолжит поддерживать огромные стимулы для прихода в Украину спекулятивных инвестиций, которые просто угнетают прямые инвестиции.
Судите сами, А.Яценюк с В.Гонтаревой успели создать такой себе магический механизм запуска локальных финансовых кризисов – свободный счет капитала, качели по ослаблению-укреплению курса гривны, высокая доходность финансовых активов – всё это активизирует спекулятивные операции. В этом смысле инвесторы стали рассматривать вложения в Украину для того, чтобы, грубо говоря, побольше по-легкому срубить бабла. При этом, эти деньги снова возвращаются за рубеж, вкладываются в иностранные активы.
Мало того, и сами наши компании начали передислокацию за кордон, стали существовать как оффшорные холдинги с украинскими активами. А ведь из истории мы знаем, насколько велико было значение для подъема экономики Российской империи, например, французских и британских инвестиций. Тогда же за счет участия бельгийского и немецкого капитала была создана индустриальная база Донбасса.
Но какие сегодня нужны Украине иностранные инвестиции?
Во-первых, сейчас их нужно очень много.
Во-вторых, их нужно диверсифицировать по отраслям.
В-третьих, остановить бегство капитала из Украины.
В-четвертых, нужны прямые инвестиции, которые несут с собой менеджмент, технологии, оборудование и, конечно, культуру производства. И, в принципе, у нас есть хорошие возможности для США, ЕС и того же Китая создать для себя в Украине запасной рынок труда. Мы то чего боимся? Или в Кабмине не знают, как это делать? Скажите, научим.
Да, а кто это все будет делать? Компетенции хватит? В последние дни подолгу работаю с зарубежными инвесторами, которые намерены приобретать активы неплатежеспособных банков в Фонде гарантирования вкладов физических лиц. И они у меня часто спрашивают, почему власти не используют те резервы, которые в том числе возникают за счет прихода в страну иностранных инвестиций? Почему до сих пор у нас такая неблагоприятная среда, высокие регулятивные издержки? Также по их мнению именно в Украине убедительно подтверждаются данные следующего исследования зарубежных экспертов.
Если на 1% увеличиваются доходы самых богатых в стране, то ВВП за 5 лет падает на 0,1%, а если всего лишь на 1% увеличить доходы наименее обеспеченных граждан, то ВВП страны растет. Те же аналитики считают, что эффективная социальная политика и принципы социальной справедливости могут быть мощным драйвером экономического роста, а избыточная бедность никогда не даст взлететь экономике страны.
И справедливости ради надо признать, что наши олигархи давно уже не создают новых рабочих мест, наоборот, мы за последние годы слишком быстро теряем рабочие места на крупных и средних предприятиях. Наконец, очень тревожный для украинской экономики и такой факт. У нас доля предпринимательских доходов малого и среднего бизнеса в доходах населения сократилась почти в 3 раза. Это значит, что они не могут эффективно работать в нынешних институциональных условиях. Нужны реформы, и новые возможности для малого бизнеса.
Послушал в прямом эфире В.Гройсмана. Думаю, нам недолго осталось ждать, когда Владимир Гройсман оценит изящество, красоту и гармоничность финансовых ходов Арсения Яценюка и Валерии Гонтаревой. Всё как обычно, первая задача нового Премьера – это очистить замаранный лист, на котором писали попередники.