Именно к этому могут привести изменения требований к кандидату на пост Генпрокурора.
Напомню, согласно действующему закону, Генеральным прокурором может стать гражданин Украины, имеющий "высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее десяти лет".
Новым законом предлагается эти требования отменить, заменив высшее юридическое образование на любое высшее образование, а десятилетний стаж работы в области права – трехлетним. При этом по логике авторов, опытом работы в области права считается в том числе работа народным депутатом.
Две причины, почему это неправильно.
Во-первых, это очевидная манипуляция законодательным полем в угоду ситуативного решения.
Во-вторых, помимо политической и это морально-этической стороны, у этого изменения есть опасный юридический аспект.
Дело в том, что Генеральный прокурор, в отличие, например, от министра или шефа Нацполиции, – это не только и не столько менеджер. Согласно УПК Украины, Генпрокурор – это еще и первое и главное процессуальное лицо.
К примеру, министр внутренних дел не может вмешиваться в процесс следствия или оперативной работы сотрудников – у него нет ни таких полномочий, ни функций, ни необходимости. А вот Генеральный прокурор может.
Закон дает ему право и полномочия отменять постановления следователя, давать им обязательные для исполнения указания о проведении следственных мероприятий, имеет право на полный доступ к материалам, документов и иных сведений досудебного следствия.К примеру, в рамках досудебного следствия он может давать поручения, инициировать негласные следственные мероприятия, отменять постановления следователей, инициировать отстранение следователей от конкретных дел и мероприятий, согласовывать или самостоятельно подавать следственному судье ходатайства о проведении следственных мероприятий.
Вообще прокурорский надзор позволяет решать все (!) процессуальные вопросы, возникающие на стадии досудебного следствия. Более того, прокурор, в том числе Генеральный имеет право лично (!!) проводить следственные, розыскные и процессуальные действия.Таким образом, полномочия Генерального прокурора ограничиваются не только ответственностью за менеджерские решения, но и непосредственно за качество и эффективность следствия уголовных преступлений.
Да, в ГПУ нужны реформаторы. Но передача этих функций и полномочий человеку без юридического образования мне кажется абсурдными. И речь сейчас не о Юрии Луценко – у бывшего главы МВД есть представление о досудебном следствии. Речь о том, что эти изменения да еще и при настолько очевидной политической подоплеке превращают весь процесс назначения нового главы ГПУ в профанацию.