Не успела отгреметь наша информация о том, как в Америке осуществляется образовательный взрыв, благодаря конкурсу на лучшую супер школу XQ, который организовала вдова Стива Джобса Лорен Джобс, выделив на супер приз $50 млн…, как мир облетела еще более фантастическая новость.
Финляндия, чувствуя, что превосходство её системы образования (лучшей в мире) может растаять на глазах…, не только не сдаётся, но и объявила свой новый эпохальный проект: HundrED. Буквы ED означают сокращенно образование (education), а слово Hundred – 100 лет.
Почему 100 лет? Потому что «HundrED» – это празднование 100-летия Финляндии (когда она откололась от России в 1918 году!).
Так вот, финны составляют проект того, как будет совершенствоваться их национальная система образования на протяжении 100 лет.
…И пока мы тут колотимся с вами, сколько лет учиться (11 или 12), успеем ли напечатать вовремя аттестаты, какие отчеты сдавать учителям, стоит ли закрывать сельские школы и где взять деньги на ПТУ, и называем это реформами, мир стремительно несется вперед – к совершенно новым завораживающим горизонтам.
Неделю назад был опубликован ход течения американского конкурса, в котором я участвую лично в составе одной из команд, которая уже пробилась в полуфинал, войдя в число 50 лучших (всего было 700 команд). И буду, если интересно, писать репортажи о ходе дальнейшего прохождения там конкурса и интересных горячих деталях «изнутри». Например, что там собираются делать:
- взаимодействие учителей разных дисциплин в реальном времени, а не только один учитель – один предмет. Для этого в педвузы вводят новую специальность «коуч» для проведения уроков-кейсов и кросс-дисциплинарных проектов, которые интегрируют: математику, язык, чтение, коммуникации, айти, профориентации, бизнес, искусство… Коучи будут зарабатывать больше. А дети будут бежать на эти уроки, а не с этих уроков.
- командная конкуренция, когда монолог учителя заменяется дискуссией между командами учеников (запоминаемость и усвоение повышается в разы).
- осознание того, что стандартные тесты снижают понимание учениками практического применения и полезности знаний, а обучают только шаблонам, от которых все стонут. Поэтому планируется переход к оцениванию по множеству параметров (как в медицине).
- Более частое применение другого индикатора обратной связи с учителем: «работает/не работает», вместо «правильно/не правильно».
- профориентация не по профессиям, а «карьерные кластеры» – аграрный, строительный, финансовый, технологии, компьютерный, смешанный… А также обучение не только профессиям.
- в школе любое пространство – это место для обучения/освоения знаний, где всё полезно-приятно. Для этого главный коуч школы разрабатывает и внедряет специальный дизайн. Причем не только цвет стен и запахи, но и расписание занятий, чтобы можно было их выбрать, взаимоотношения между взрослыми и детьми, свободное время, ответственность…
А теперь, вот перевод того, о чем говорит с экрана эта симпатичная скандинавская девушка.
«HundrED – это передовой взгляд на будущее образования К-12. В последние 100 лет мир изменился кардинально, но многие сферы образования этого не учитывают.
Так что мы решили не смотреть на 100 лет назад, а посмотреть на 100 лет вперед, чтобы образование шло в ногу со временем.
Мы создаём обширную информационную базу, которую потом передадим миру бесплатно. Мы надеемся, что HundrED даст мощный толчок реформам в образовании. Поэтому все, кто хочет, от Южной Америки до Австралии может участвовать своими идеями, мыслями и проектами для вдохновения того нового, что только может быть в образовании в предстоящие 100 лет".
...Что же касается Финляндии, то вы, братцы, как хотите, но я и им отослал на конкурс свой проект «7W», потому что многие там его уже видели, и сочли, что это и есть тренд будущего образования.