План Гройсмана. Что нужно знать о программе Кабмина
Члены нового правительства не хотят проводить никаких реформ, а если бы и хотели, то не понимают, как это делать.
Ничто не ново под солнцем. Когда я прочитал программу нового правительства, сразу вспомнил крылатые слова Шарля Мориса де Талейрана - министра иностранных дел Наполеона: «Пишите коротко и неясно». Эта фраза обычно приписывается Наполеону, однако на самом деле ее произнес Талейран. В 1802 году Наполеон поручил правоведу Пьеру Луи Редереру написание конституции Цизальпинской (Итальянской) республики. Редерер приготовил два проекта: один краткий, другой - пространный. После этого он встретился с Талейраном и попросил его поддержать первый проект. «Конституция – говорил Редерер - должна быть краткой», и он хотел сказать «ясной», но Талейран прервал его, сказав: «Да, краткой и неясной».
Почему у меня сложилось такое же мнение во время чтения программы нового правительства Украины? Программа составляет всего 12 страниц, из которых непонятно совершенно ничего. Тот случай, когда краткость не приходится сестрой таланта.
Перейду к постатейной критике. В первом разделе программы «Реформа системы национальной безопасности и обороны» пишется, что правительство планирует перейти в организации Вооруженных сил Украины к стандартам НАТО. Но не сказано ни о процедуре, ни о сроках перехода. Не забыли упомянуть о повышении зарплаты военнослужащим и решении их квартирного вопроса, вот только в тексте не указано, что это будет производиться лишь в отношении эффективных военных руководителей и исполнителей.
Одним предложением указано, что развивать украинский ВПК правительство будет через размещение госзаказов и реализацию программ международного сотрудничества. Но как? Если в госказне нет денежных средств на эти цели, а международные партнеры, может быть, совсем и не горят желанием с нами сотрудничать в этом вопросе? Потому что мы за 25 лет независимости многое утратили в производстве вооружений, которые сейчас представляют собой все больше и больше артефакты третьей промышленной революции, а не второй, на основании которой разработано и производится вооружение у нас. Именно таким образом и развивались все современные оборонные комплексы мира последние 25-30 лет.
Раздел второй «Конституционная реформа». Этот раздел состоит ровно из одного предложения, которое звучит примерно так, если его очистить от словесной шелухи: «Подготовка законов и подзаконных актов для обеспечения выполнения основного закона страны Конституции».
Раздел пятый «Судебная реформа». Снова - обеспечение разработки правовых актов относительно изменений в Конституцию касательно судебной реформы, создание условий для функционирования новой системы судов, честных и профессиональных. Но о том, как это сделать - ни слова, а ведь это и есть главный вопрос. Все 25 лет независимости судебная система Украины демонстрирует потрясающую устойчивость ко всем попыткам ее изменить, являясь закрытой, неизменяемой кастой. Как это исправить? Об этом ни слова. Получается сплошная тавтология: мы будем проводить реформы посредством создания условий для этих реформ. А ведь судебная реформа - главная институциональная реформа в Украине. Без справедливой и максимально очищенной от коррупции судебной системы никаких реформ в Украине не будет.
Раздел восьмой - «Обеспечение ускоренного экономического развития». Когда я его прочитал, сложилось впечатление, что этот раздел вообще написан для какой-то другой страны. У нас не об ускоренном развитии нужно писать - Украина за последние годы в экономическом развитии упала едва ли не больше всех стран в мире - а в принципе об экономическом росте. Но мы опять читаем «обеспечить», «внедрить», «повысить». А кто это будет делать, и как - об этом ни слова. Как может быть, что целью работы правительств по экономическому развитию страны ставится простая техническая задача по организации работы самого правительства - а именно, внедрение в работу налоговиков автоматизированной системы управления рисками и оценки таможенной стоимости товаров?
По приватизации указано одно - обеспечить прозрачную приватизацию. Но ведь ее у нас в стране не могут обеспечить уже 25 лет. А новое правительство возьмет и обеспечит сразу. Но как оно это сделает - секрет для нас. Об этом в программе ни слова.
Подраздел «Государственная инвестиционная политика». В переводе на простой человеческий язык он звучит так: отбирать инвестиционные проекты по конкурсу и больше работать с иностранными инвесторами. Первое правило обращено к самому правительству - раньше, видно, никто из них такой практики не имел, а все решал за «откаты», если исходить из логики аргументации этого раздела программы. А с международными инвесторами как быть? Если в стране нет справедливых судов, разве они придут в Украину в необходимом для развития страны количестве?
Промышленная политика, согласно программе правительства, состоит в правильной и благой цели - развивать высокотехнологические производства на основании коммерциализации науки и трансфера технологий с целью, внимание, развития украинских научных центров. Не с целью производства конкурентной продукции на внутреннем и внешнем рынках, а с целью развития научных центров. Этот пункт кочует из программы в программу едва ли не любого украинского правительства, но как не было в Украине промышленной политики все 25 лет, так и нет. И, скорее всего, и при нынешнем правительстве ее тоже не будет.
На этом, пожалуй, остановлюсь. Но, поверьте, вся остальная программа правительства мало чем отличается от озвученных пунктов. При прочтении складывается впечатление, что в нынешнем правительстве пафос перемен и энтузиазма украинской революции достоинства 2013-14 годов даже «не ночевал».
Извините за откровенность, но члены нового правительства не хотят проводить никаких реформ, а если бы и хотели, то не понимают, как. А, значит, и надеяться на реформы не стоит.
Похоже, мы опять теряем время. Время, которого у нас для осуществления реформ становится все меньше и меньше, потому что остальной мир развивается, а мы даже не стоим на месте, а падаем. Остается лишь надеяться, что к власти в Украине все же придут те, кто обладает волей и знаниями, необходимыми для проведения реформ, которые позволят сохранить нашу страну на политической и экономической картах мира.