«Не зарекайся»: О боевиках Донбасса и белогвардейцах
Вокруг сериала "Не зарекайся", который идет в эфире канала "Украина", вспыхнул скандал. Сначала в серии номер 66 бдительные зрители увидели очевидную попытку очеловечить сепаратистов из "ополчения", которое третий год воюет против Украины. Затем обитатели Facebook, которые хвастают тем, что не смотрят телевизор, потратили время и выяснили: там весь фильм такой.
Поднялась волна праведного гнева, канал нарвался на очередную внеплановую проверку со стороны Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Сами производители оправдываются: показывают нашу жизнь во всех ее проявлениях, а она – не черно-белая. Но в этой связи развлекло побочное высказывание политолога Костя Бондаренко, назвавшего критику сериала "Не зарекайся" проявлением необольшевизма.
Он не единственный, кто сравнивает декоммунизацию, сопутствующие ей демонтажи памятников Ленину и зачистку советской топонимики с действиями большевиков после захвата власти. Тогда, как известно, рушились памятники царю, с улиц и зданий убиралась имперская символика, но при этом рушились памятники, древние храмы и другие памятники архитектуры. Потому господин Бондаренко вольно или невольно ставит знак равенства между свержением с пьедестала каменного Ленина, разорением и сожжением помещичьих имений, красным террором и подрывом храма Христа Спасителя.
Но это – старая, привычная частушка. Позабавило другое высказывание украинского политолога: "Точно также большевики клеймили писателей, которые пытались разобраться в очень сложной истории гражданской войны и не выписывали белых как однозначно негативных человеческих персонажей. Именно из-за этого были проблемы и у Алексея Толстого с его "Эмигрантами", и у Булгакова с "Белой гвардией". Согласитесь, это смело: сравнить сценарий телевизионного "мыла" с известной пьесой Михаила Булгакова. Но еще смелее – провести параллель между боевиками ОРДЛО, среди которых – украинские граждане и граждане России, в том числе чеченцы-"кадыровцы", и "белыми", прежде всего – офицерами.
История российско-украинской войны на Донбассе донельзя проста. Российская пропаганда обработала часть местных жителей, спекулируя на их тяге назад, в СССР, а затем российская армия вошла на украинскую территорию. Здесь не может быть двух трактовок. Россия – агрессор. Все, кто ностальгирует за СССР, поддерживают агрессора. А с белогвардейцами и впрямь сложнее. Господин Бондаренко наверняка забыл, что в "Белой гвардии" Булгаков описывал потомственных военных. Аристократию армии, породу, "белую кость", образованную буржуазию, знавшую несколько языков и ответственно относившуюся к понятию офицерской чести.
Реабилитация русского офицерства в советском кино осторожно началась во второй половине 1950-х с фильма Павла Чухрая "Сорок первый", снятого по повести Бориса Лавренева. Там белый офицер и девушка, снайпер Красной Армии, полюбили друг друга, и как раз "беляк" предстает образованным молодым красавцем с хорошими манерами. Затем были "Белое солнце пустыни" и "Адъютант его превосходительства", где "белые" предстали врагами, которым не стыдно проиграть и которых хочется видеть союзниками. Пишу это, как украинец, у которого совсем иные взгляды и идеалы, чем у покойного Олеся Бузины, тяготевшего к "белому" движению. Но если уж Костю Бондаренко нужно с кем-то сравнить боевиков ОРДЛО, советую обратиться к тому же Булгакову, это ведь он придумал товарища Шарикова. Позитива в этом персонаже нет. Как невозможно неоднозначно оценивать Захарченко, Плотницкого, Моторолу, Гиви и прочих, по мнению известного политолога, современных донбасских белогвардейцев. Тот, кто этого не понимает, пытаясь увидеть позитив в воплощениях Шарикова, – занимается не своим делом. Вот это уже однозначно.