Тут ситуация такая. Любое предложение такого рода должно быть хоть как-то объяснено. (Я, например, когда даю задание своим сотрудникам – всегда объясняю – для чего это надо сделать, тогда они это делают с пониманием и с драйвом )
Теперь по сути. Причин перехода на 12 лет может быть несколько, но какие именно – пока неизвестно.
1. Увеличенный объём знаний? Но если знания будут такими же прокисшими, как и прежние, то тогда – зачем?
2. Если это связано с армией (для мальчиков) – то как это будет решаться?
3. Если нам нужно сравняться со стандартами Европы, то с какими именно? Потому что скажем, в Швейцарии учатся 13 лет...
4. Если это связано с бюджетными деньгами – то откуда будут взяты средства на дополнительный год, если и так ни на что не хватает?
5. Как будут считать эти 12 лет? С 5 до 17, с 6 до 18 или с 7 до 19 лет? Родителей это очень сильно волнует...
6. Будут ли ступени школ разделены физически? Чтобы здания были различными для начальной школы, средней школы и старшей школы? Потому что на Западе старшие дети 9-12 классов, как правило, отделены от малышей...
7. Как будет переформатирована программа, и как будут решаться проблемы с учебниками? Будут ли эти учебники по-прежнему бумажными и в постоянном дефиците или электронные учебники или интернетные?
8. Если и решат переходить на 12 лет, почему бы не начать с пилотного проекта, чтобы проверить все технологии?
9. Предлагается в 11-12 классах акцентировать внимание на компетенциях (бизнес, командность, soft skills...). Это-то хорошо, даже отлично… Но на самом деле все эти компетенции надо воспитывать равной скоростью именно с начальной школы, закладывать с самого детства. Потому что это именно компетенции, а не знания химических формул или котангенсов.
10. Во всем мире считают не сколько лет (10-11-12-13), а какое количество учебных дней в году. У нас 180, в Китае 240, в Финляндии 200, и т.д. Это более точный индикатор того, сколько по времени надо учиться, чтобы освоить всю школьную программу.
11. Действительно, на Западе школа так и называется К-12 (что означает 12 лет). Но тогда нечего морочить нам голову и впадать в ненадежный эксперимент, а надо взять и перенять всю американскую систему К-12, и дело с концом. Будут рады все.
12. А теперь главное. Реформа образования заключается вовсе не в количестве лет.
Реформа тогда состоится, когда мы найдем ответы на главные базовые 7 вопросов:
- чему учить,
- кем учить,
- как учить,
- зачем учить,
- как управлять этим,
- сколько это будет стоить
- и какой в конце концов мы будем иметь результат?
13. Именно такую реформу мы начали в качестве пилотного проекта по Киевской области, и именно такой подход я предложил на конкурс в Америке на создание лучшей в мире системы образования (и мой подход позволил нашей команде пройти в полуфинал в США и войти в число лучших 50 команд из 700).
14. Значит и у нас надо действовать по-современному. Я думаю, что в любом случае мы будем продвигаться по пути реформы системы образования на радость детям, родителям, учителям и всей стране.
15. Что касается нового нашего министра. Я знаю Лилию Михайловну Гриневич лично очень давно, и считаю, что она у нас №1 в системе образования Украины. Она всё знает, всё понимает, от школьной парты до любых законов. Более сведущего, честного и преданного делу образования человека у нас нет. Я уверен, что она осуществит все нужные реформы и наша система образования станет намного лучше, чтобы от нас не уезжали ученики и студенты, а наоборот, рвались к нам.
Всё будет хорошо.