Смена камикадзе
В Украине новый премьер. Новая коалиция, новые лица в правительстве. Но, если подумать — всё равно, кто будет у руля. Всё равно, какой баланс сил в парламенте. И даже всё равно, что будет делать новое правительство.
Пройдёт пару недель и о "уже не новых" персоналиях заговорят сквозь зубы. Пройдёт пару месяцев — будут крики "геть". Это, увы, уже привычно. И именно поэтому разумные кандидаты долго думают и сомневаются, соглашаться на должность или нет. Ключ к разгадке этого феномена далеко не в политических раскладках. Он в обычных людях.
Вспомним о тех, кто был
Оглянемся назад и посмотрим на предшественников нынешних руководителей – так сказать, "бывших". По прошествии времени острота ощущений от их пребывания у власти ушла. Но вот забавно, всё равно хороших слов находится не много. Естественно, они же бывшие. Исключение — действующие политики, которые из "бывших" мутировали в "критиков". Классическое "всё плохо" и "власть плохая", а бедный народ страдает. Народ-умница, народ-трудяга, народ-кладезь мудрости и моральной чистоты. Но, господа, странно как-то получается. Власть в руках того или иного человека появляется по решению народа. Да и сам властитель из того же теста слеплен. Явно не с другой планеты прилетел. И тут простой вопрос: как же так, такой умный, трудолюбивый мудрый и моральный народ поставил во главе себя таких людей? Не раз и не два. А учитывая скорость проведения очередных-внеочередных выборов, десятки раз. Извините, но единичный прокол — случайность. Два раза — совпадение. Три и больше — уже закономерность. Поэтому прежде чем ругать политиков – стоит присмотреться к себе.
Слушать и прислушиваться
В спорах рождается истина. Фраза, знакомая каждому. Далеко ходить не надо — есть пример семьи. Группы людей, которые любят друг друга. Они всегда ладят? Всегда угадывают желания и стремления друг друга? Естественно, нет. Но поскольку любят друг друга, находят компромиссы. И очень редко тем или иным семейным решением остаются довольны все без исключения. А если нет дискуссии, нет общего решения — нет семьи. Если нет желания слышать друг друга — нет семьи. Если нет доверия — нет семьи.
Другой пример — работа. Принятие решений в компаниях, на предприятиях. То же самое: споры (иногда на повышенных тонах), дискуссии. Поиск лучшего. И, конечно, это "лучшее" не всегда сразу воспринимается на "ура". Но закон тот же: нет дискуссии, нет желания слышать партнёров и коллег, нет общих решений— конец бизнесу.
А теперь посмотрим на государство. Факторов, влияющих на принятие решений и результат, в сотни и тысячи раз больше. Интересов и мнений тоже. А власть в Украине никогда не была монополизирована на 100%. Общество тоже. Сегодня есть желание изменить страну. Похвальное желание. Но понятно, что представление о путях изменения у каждого свои. И вот беда – в семье, в бизнесе возможны решения, которые могут не нравиться, но которые выполняют все. Что касается уровня государства, тот тут у украинцев почему-то совершенно другие представление о решениях – что ими должны быть счастливы и довольны абсолютно все.
У политиков и чиновников представления не менее экзотические – что только они знают, как надо, соответственно, только их решения являются правильными.То есть сторонников такого варианта, как дискуссия и коррекция мнений, увы, очень, сверхмало. В то же время, если "абсолютно все довольны" - зачастую нет результата. Никто не спорит, идеальных компромиссов не существует — слишком разное общество, слишком много интересов и мнений. Государство – это всегда толика насилия. Но подчиняться или пытаться понять украинцы не хотят.
Конечно, попытаться услышать и подумать над аргументами или придумать концепции, сгенерировать предложения и пути реализации, найти единомышленников, выбрать представителя для общения с властью и донести до нее свою точку зрения гораздо сложнее, чем крикнуть "зрада", "геть", "запроданцы" и т.д. Ведь это способен сделать и один человек – сидя на диване.
Все и сразу
Для любого человека естественно хотеть получить быстрый результат. Моментально добиться реализации своих планов. Но быстрых – а главное, при этом качественных – результатов не бывает. Чтобы приготовить домашний ужин, нужно купить продукты и определённое время постоять у плиты. Чтобы построить дом, нужно затратить ещё больше времени. А еще нужно умение и вообще желание тратить на это силы. Государство и общество несколько более сложные механизмы. Поэтому и времени на их изменение требуется ой как много. Извините, но я не знаю ни одной страны мира, проводившей реформы, где население почувствовало улучшение жизни ранее, чем через 3-5 лет. Ни одной. Это в идеальных условиях – без войны и с относительно консолидированным обществом. А также с желанием подчиняться общим правилам. Украинцы же хотят всего и сразу. В результате путают причины и следствия, картинку и реальную работу.
Типичный пример — набившее оскомину бодание вокруг прокуратуры. Когда сняли Ярему, новому прокурору Шокину рукоплескали. Ещё бы — тут тебе и красивые заявления, тут тебе и задержания. Писал я тогда, что не тому говорите "спасибо" - следствие ведь не 5 минут идёт. И первые полгода новый прокурор, если можно так сказать, "доедает бутерброды" предшественника. Его блюдо проявится чуть позже. Проявилось – и все ужаснулись.
Властный вопрос
Вот на этом вернёмся к вопросам власти. Кабинет Яценюка — это далеко не лучшее, что было в украинской истории. Но и далеко не худшее. Наряду с кричащими провалами есть и успехи. То, что пока не заметно. Или даже то, что раздражает. Но подобные вещи дадут результат уже скоро. Вопросы инфраструктуры, финансовой дисциплины, новых механизмов. Такие вещи дают заметный результат как минимум через год. Ну а сейчас, сегодня – Украина получила новое правительство. Поставленное с большими проблемами. Среди министров можно найти и реформаторов, заработавших себе имя своими достижениями. А есть и "продукты" компромисса между различными группами.И им предстоит работать в условиях, когда досрочные выборы в Раду практически гарантированы. Этого хотят все – только в разное время. Желающие "вернуть, как было" или просто жаждущие "продать кусочек власти" популисты хотят провести выборы как можно быстрее. Представители "большинства" (хотя этот термин в новой Раде весьма условен) тоже не против электоральной кампании. Но чуть позже — когда то позитивное, что сделано ранее даст результат. Ну и, может, это правительство чего-то добьётся.
Поэтому у тех, кто пришёл в правительство ради изменений в стране (надеюсь, они там действительно есть), выбор невелик:
1. Играть по схеме власти. Делать хорошие дела там "где можно" и не лезть в устоявшиеся схемы. Все лавры от успехов класть на алтарь новых выборов. Самим же готовится к роли следующих за правительством Яценюка жертв. Гарантировано стать очередным "проклятым".
2. Наплевать на всех и работать жёстко. Ради будущего страны. Называть вещи своими именами. Победы "предшественников" отдавать им. Собственные достижения – забирать себе. Провалы тоже не "заговаривать". Принимать жёсткие решения и не баловать людей сказками о рае небесном уже сегодня, максимум завтра. Но такой вариант – это работа против мелких схем и больших компромиссов с ФПГ. И, естественно, этот Кабмин будет ждать большая обида народа — горькие пилюли ради будущих результатов он очень не любит. Так что снова будет "проклятым" правительством. С одним "но" - страна, возможно, будет развиваться.
3. Думать о себе. И, естественно, о старой системе. Сработаться с олигархическими группами. Вернуть систему поддержки там, где "незаметно". Самое забавное, что в таком случае будет даже картинка "улучшения". Вернутся схемы — заработают бизнесы на распиле — получат работу уволенные. Будет, естественно, критика специалистов. Цифры упрямо начнут кричать "караул". Но цифры — это для буквоедов. А гривна в кармане "у народа". В таком случае министры переживут выборы. Но финал всё равно один — станут проклятыми в момент, когда система рухнет.
Три варианта. Во всех трёх рано или поздно правительство будут хулить последними словами. А результаты его деятельности можно будет оценить чуть позже. А посему, думаю, стоит, начать немного думать. Не о том, кто стал министром или премьером, а что этот человек будет делать. Перестать желать всего и сразу, начать думать. Высказывать свою точку зрения, слушать других. Искать приемлемые алгоритмы действий, предлагать их. И, самое главное, говорить друг с другом. Вот тогда и возникнут к будущим выборам новые варианты развития ситуации, новые подходы к диалогу власти и общества. И вот тогда – если все это будет – украинцы наконец смогут получить то правительство, которым будут довольны. Точнее, не самим правительством, а его работой. И да, набраться смелости. Пытаться разобраться и понять результат тех или иных решений. Если видны эффективные шаги — говорить спасибо. Даже на фоне криков "зрада". Если заметны попытки вернуть старое —криком кричать. Даже на фоне радостных воплей "перемога" и "покращення".