25 лет для исторического процесса — мгновение. Начавшийся в 1991 году процесс распада Империи Зла не только не завершён, но по-настоящему ещё и не начался.
Страны Балтии — пока единственные, а по территориальному признаку мельчайшие осколки бывшей империи, действительно превратившиеся в полноценные самостоятельные демократические государства. Остальные фрагменты пока как-то подозрительно напоминают злобную империю-прародительницу.
Украина, надо быть честным, пока ближе к СССР. И по структуре экономики, и по доминантам в государственном управлении, и, что, видимо, самое главное, по ментальности граждан: "Всем поровну, богатство — порок, чиновник — хозяин".
Предвижу возражения и сразу с ними соглашаюсь — Путин консолидировал общество в Украине, преподал жестокий имперский урок, хотя голосование в Харькове… Ну, не будем о грустном. Но когда я слышу вопрос журналистов, а не заденет ли Украину осколками в момент вероятного распада России, я бы, будучи честным экспертом, не исключил из оценки ущерба вероятность появления осколков самой Украины. Если потянуть с реформами ещё пару лет, это может стать актуальной проблемой. Законы физики и законы социального развития государств не зависят от их названий и обещаний политиков. Очевидно, что до сих пор Украина и Россия остаются очень похожими. А наблюдая невесёлый опыт распада Советского Союза на подозрительно похожие на СССР государства, было бы странным не предположить, что отдельные кусочки после чекистской империи будут напоминать материнскую империю.
Некоторые эксперты даже выдвигают предположение, что одним из направлений эвакуации Путина и его окружения может стать не Венесуэла, не Северная Корея или Китай (кому они там нужны?), а именно один из осколочков, который станет зеркальным отражением Кремля и заодно подберёт под себя и ядерное оружие. Даже название уже есть, благодаря Владимиру Сорокину, — Теллурия или Тюменско-Якутская Сибирия. С сильным влиянием или включением Приморья. Что, кстати, очень не понравится ни Японии, ни Китаю.
Безусловно, могут стать реальностью давние мечты уральских федералистов, которые один раз уже и валюту собственную вводили. Краснодарско-Ставропольская Россия будет обязательным блюдом распада. У Беломоро-Карело-Балтийской России тоже хорошие шансы избежать гражданской войны. Наконец-то обретут долгожданную государственность многочисленные национальные государства. У Московии, которая, возможно, проведёт полагающиеся люстрации, появится шанс превратиться в нормальное демократическое государство. Но возможны и варианты.
Предшествующие таким масштабным процессам перемещения больших групп населения начались. И Украина это уже почувствовала. Сейчас Украина — второй по величине обломок СССР, собравшийся двигаться в сторону Европы. Это движение ещё не началось. Но если к моменту начала глобального процесса трансформации Порошенко и Яценюк всё-таки определятся с проведением реформ, Украина может начать превращаться в новый центр деловой активности между Европой и осколками бывшей империи.
Во всяком случае, валютную и фондовую биржи я бы начал строить именно в Киеве. Или в Одессе.