Очень часто в комментариях к постам с критикой Правительства (ну или Президента, или ВРУ, или власти в целом) за «отсутствие реформ» или «провал реформ» в комментариях можно прочитать упрек: «Вы не правы! Реформы идут, вот только результат от этих реформ общество сможет ощутить не раньше чем через год».
Ну, попробую беспристрастно (насколько это возможно в моем случае) описать те реформы, которые, на мой взгляд, действительно значимы и действительно удались.
1. Патрульная полиция. Действительно хорошая визитка для реформ. Действительно уровень доверия к людям в форме значительно возрос. И да, я понимаю, что тут заслуга не столько Министерства, сколько простых граждан Украины, которые пришли в патрульные и своим поведением и работой создают тот самый позитив, который мы видим. Но политическая воля власти (КМУ, ВРУ) в создании данного подразделения также очень важна. Без нее такой структуры в Украине просто не было бы. И тут без разницы, кто больше, а кто меньше приложил к этому руку – Аваков, Згуладзе, Яценюк или депутаты. Все в равной степени молодцы.
2. Реформа в НАК «Нафтогаз» и практически безубыточный НАК. Да, всем понятно, что мы – граждане Украины, на своих плечах (или своими кошельками) вытянули НАК из порочного круга – ежегодного высасывания 100 млрд. грн. из бюджета Украины. Но власть пошла на этот непопулярный шаг, причем себе во вред, и теперь бюджет имеет возможность направить сэкономленные деньги на другие программы, в том числе и на армию. Я далек от мысли, что власть будут хвалить за повышение тарифов. И это я еще не упоминаю все тёрки по Укрнафте и УГД. Но результат для бюджета есть, и этого отрицать нельзя.
3. Реформа государственных закупок. Prozorro уже дает свои результаты. На 1 апреля экономия в 1,5 млрд. грн.. С 1 сентября на Prozorro перейдут абсолютно все, кто тратит бюджетные деньги. Первый хороший результат получим на 1 января 2017 года. Абсолютный эффект будет только на 1 января 2018 года, когда экономия может перевалить за 60 млрд.. Т.е. снова экономия бюджетных денег, которые можно будет направить на другие статьи расхода.
Может я что-то забыл, но пока это наиболее эффективные реформы. Не, ну есть еще и законы «безвизового пакета» и еще много чего по мелочи, но там с вовлеченностью граждан в процессы все гораздо хуже.
А теперь давайте посмотрим, как может ощутить эти реформы простой частный предприниматель из Запорожья? Или безработный из Полтавы? Или житель села Тойкут Волынской области? А никак! Максимум – патруль будет с ними вежлив. Это если города брать. А что и где было сэкономлено в бюджете страны – это простым людям вообще фиолетово. На их карманах это точно не отразится. Ни в этом году, ни в следующем. Нет, это не значит, что реформы в НАК или в госзакупках не нужно было проводить. Нужно!
Но есть учителя с их позорной тарифной сеткой, есть техникумы, которые повесили на шеи горсоветам, есть сельские советы с бюджетом в 110 тыс.грн. в год и это на 3000 жителей села (это по 3 грн на человека в месяц), есть ФАПы без лекарств и Украина без вакцин, есть коммерсы, которых ДФС заставляет собственноручно заполнять акты проверок и вписывать необходимые суммы штрафов, есть дырявая таможня с многомиллиардыми убытками, есть ЖКХ, которое добивают субсидии, есть коммунальные электротрансы, которых добивают немонетизированные льготы. И, наконец, есть украинская экономика, которая кроме внешних негативных факторов испытывает внутренне уменьшение покупательской способности у населения.
Без реформы налоговой системы и наведения порядка на таможне, дерегуляции ни о каком развитии бизнеса не может идти и речи. Без развития бизнеса не будет новых рабочих мест и ВВП. А без этого – не будет налогов и пенсий. Без индексаций пенсий и зарплат не будет повышение покупательской способности и увеличения спроса. Без доведенной до ума реформы Госслужбы о качестве «государственных услуг» и высоких зарплатах в госсекторе можно забыть. Без реформы в медицине не будет этой самой медицины. Без завершения админреформы и децентрализации можно ставить крест на развитии местного самоуправления. А без нормальной судебной реформы вообще все вышеперечисленное можно и не делать.
Вопрос – а кто мешал нынешнему Правительству (или власти в целом, если хотите) все это сделать? При том, что больше половины основных проблем уже учтены в текстах законопроектов и давным давно поданы в Раду. Кто это коварный "блокиратор реформ"? МВФ? Парламент? Война? Папередники? Ну и т.д..
Так вот МВФу плевать на текст любого законопроекта, если в Украине Дебет будет сходиться с Кредитом. Все просто:
– не дает МВФ снизить ставку налогов из-за возможного бюджетного дефицита – перестаньте тырить бабло на таможне, передайте ее (как обещали 100 лет назад) в управление британских аудиторов и будут вам деньги в бюджет. И можете смело снижать ставку ЕСВ или уменьшать количество налогов. Или может МВФ мешает ликвидировать Налоговую полицию? Или грамотно администрировать НДС МВФ мешает?
- не дает Рада – брехня. Правительство, когда хотело – проводило через Раду самые конченые законопроекты, как, например, бюджет на 2016 год, урезание социальных выплат и т.д.. Руководители фракций так же могли проводить черт знает что через голосование, даже с 100 раза. Вспомните закон о «Партийной диктатуре» или закон о «Спецконфискации активов семьи». Так что Рада – это не отмазка.
- не дает война? – бред. Вы проголосовали бюджет на оборону и больше вас эта война не гребет. Там только военные и Пастор вовлечены в процесс. Вы даже умудряетесь проваливать законопроекты от Минобороны – так вас война волнует. А что значит проваленный законопроект? Это значит ни КМУ, ни АП, ни Гройсман не провели работу с руководителями фракций. Понадеялись на сознательность или просто не обратили на это внимание.
- папередники? – так вы ж сами им госзаказы раздаете и НДСы возмещаете. Предприятия Саши стоматолога, Курченко, Юры Енакивеского работают в Украине вообще без всяких проблем. А Азаров еще умудряется у Украины выигрывать суды.
К чему я все это? Увлекшись холиваром вокруг нового правительства, мы с головой ушли в обсуждение персоналий, вместо того, чтобы сосредоточится на обсуждении будущих задач. Многие могут сказать – «Какой смысл обсуждать то, что они должны сделать в первую очередь, если они на нас внимания не обращают?». Так ведь и на ваши комментарии к кадровым решениям власти по-хорошему тоже плевать. Так зачем тогда рефликсировать на фамилии вместо формирования четких требований к власти (к любой власти), выполнение или не выполнение которых стало бы для нас маркерами на будущих выборах. Типа – «у нас вот такие вот требования, которые вы должны включить в программу Правительства. Не включите или не будете выполнять – мы запомним и не проголосуем за вас на будущих выборах (очередных или внеочередных)». Вот это буде действительно хорошей инициативой гражданского общества в нынешних условиях.