Речь о западной модели (на наш взгляд, излишне бюрократизированной, но эффективной). Западный избиратель в большинстве своем доверяет тому, за кого голосует, а избранный – старается оправдать доверие. Либо же уходит в отставку.
Случай Арсения Яценюка для Украины – не прецедент, потому что в отставку его "ушли". А сосватанный на его место Владимир Гройсман не станет адекватной заменой, потому что никто из сограждан не пользуется у отечественного избирателя тем доверием, которым может похвастать политик западный. И даже российский. Не надо смеяться: премьер Дмитрий Медведев любим россиянами не меньше, чем глава их государства. Вот только Гройсмана еще до назначения называют таким же ручным главой правительства, как его российского коллегу – при господине Путине.
Неуправляемые или, как вариант, плохо управляемые премьеры за четверть века в политической истории Украины были. В клинч с первым президентом вошел будущий второй – Леонид Кучма. Потом у самого Кучмы возникли проблемы с Виктором Ющенко как главой правительства. Сам Ющенко получил в премьеры Юлию Тимошенко, что чуть не привело к краху государственности – президентом на волне публичных конфликтов стал Виктор Янукович, и весь мир знает кровавые последствия для нашей страны. Но все три с гаком года, что он занимал пост главы государства, в премьерском кресле сидел, казалось бы, вечный Николай Азаров: согласный с каждым словом своего президента ретроград, консерватор и, простите за выражение, тормоз всего, начиная с экономики.
Послушный премьер в Украине выполняет такую же разрушительную функцию для страны, как и строптивый. Потому Арсений Яценюк на своем месте был не лучше своей бывшей соратницы Тимошенко и своего бывшего оппонента Азарова. И сетуя о чьих-то завышенных ожиданиях, которые не выполнил "камикадзе", правильнее будет говорить о разочаровании прежде всего западных партнеров нашей страны. Украинцам же все равно, кому не верить: Азарову, Тимошенко, Яценюку, Гройсману. Кто следующий?
Президент Украины в связи с добровольной отставкой уже де-факто бывшего премьера заявил: шансов сформировать технократическое правительство почти не осталось. Да, слово "технократическое" стало синонимом слова "реформы". И если вы за реформы – отвечайте требованиям общества и делайте ставку на технократов, то есть специалистов, независимых от политических партий, их кулуарных договорняков и конъюнктуры на данный момент. Но раз возможность собрать независимую команду перечеркивается лично главой государства – значит, "политическое" правительство, как и "политический" премьер, ему выгоднее. А это значит: все остается, как было.
Политолог Тарас Березовец называет отставку Яценюка достойным поступком. Может быть, но этому достойному поступку наверняка предшествовали вряд ли достойные закулисные переговоры и торги. Скорее всего, Арсений Петрович получил некие гарантии, о которых узнают наши внуки, не раньше. Как и обо всем, что творится за кулисами украинского политикума. И здесь опять имеем равнозначные величины. Кто скажет, что лучше: публичность новоиспеченного оппозиционера Олега Ляшко в окружении коров и доярок либо договорняки внутри властных фракций. У Арсения Петровича был шанс уйти достойно, даже хлопнув дверью. Теперь все выглядит так, словно ему разрешили написать заявление, оставшись в некоей игре.
Вот почему украинцам все равно, кто станет следующим премьером и кто займет министерские кресла, пока в кабинете главы правительства не окажется человек из Системы (другие здесь не ходят!), которому хватит смелости и личных амбиций, чтобы думать о стране, а не оглядываться на политических патронов и партнеров. Но и этого мало. Решения смельчака должен - просто обязан! - гарантированно поддержать глава государства. Ведь даже самый отчаянно дерзкий, реформаторский закон господин президент всегда может ветировать.