Чижа считали другом Лукашенко. Он вёл совместный бизнес с его средним сыном. Да что далеко ходить, компании данного бизнесмена отдавали под застройку и «реконструкцию» центральную часть столицы. А некоторые архитектурные «творения» до сих пор вызывают бурю споров.И вот бизнесмена арестовывают. По словам спикеров КГБ на полпути «за границу» – Чиж мол ехал со скоростью 220 км/ч в направлении одного из погранпереходов.
Дальше ещё интересней: государство планомерно берётся за, скажем так, демонтаж семейного бизнеса. То есть под горячую руку и «холодную голову» правоохранительных органов попадают практически все компании из орбиты бизнесмена и его близких. За исключением разве что фирмы «Вариант», которая занимается деревообработкой и принадлежит братьям Чижа. Возможно «не дошли руки». А может решили «оставить на бедность». Не знаю.
Да и суть не в этом. Если посмотреть внимательно, «не чижом единым» ограничивается кампания охоты на богачей. Именно кампания — в Беларуси идут аресты. Идёт и обратный процесс. Можно смело говорить о таком себе круговороте арестов влиятельных граждан. Чем он вызван и к чему ведёт попробую разобраться.
Не первая посадка или конвейер арестов свиты
В Беларуси перестали садить известных оппозиционеров. Но возросла активность в арестах представителей бизнеса и людей, близких к А. Лукашенко. Такое впечатление, что существует своеобразный план задержаний. И если по одной группе есть команда «подождать», надо компенсировать «ростом производительности» на других направлениях. Итак, через пару дней после Чижа был арестован ещё один представитель крупного бизнеса – Евгений Баскин, совладелец компании «Серволюкс».
Чуть ранее, в конце 2015 года были арестованы отец и сын Япринцевы. Крупные бизнесмены, партнёры Чижа. А так же друзья и партнёры российского олигарха Керимова.
В том же 2015-м был арестован (но потом, к концу года освобождён) один из самых известных предпринимателей в сфере IT Виктор Прокопеня.
Но и это не весь список. За последние 2 года за решётку попадали Константин Шеверя, Виктор Павлов, Владимир Бережков. Самое интересное, что эти люди занимались не только бизнесов. Они были известны и как владельцы или менеджеры спортивных клубов. В том числе любимого клуба Лукашенко — ХК «Динамо «Минск».
Идём дальше. Тут история ещё интересней. Под ударом оказались не только представители бизнеса. В конце 2013 задерживается заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимира Волков. Который вскоре получает 8 лет колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Арестовали и председателя концерна, Игоря Жилина. Но предприниматель воспользовался «сделкой с правосудием» — в Беларуси можно «откупиться». Официально это звучит как «компенсация нанесённого вреда». Выплачиваешь сумму претензии государству и «на свободе с чистой совестью». Естественно, работает не со всеми. Если в деле есть хоть толика политики (не обязательно оппозиционная деятельность — просто попытка «играть свою игру» или «нежелательные» связи) — откупиться не выйдет.
Чиновники высокого ранга так же не застрахованы от проблем. В декабре 2015 года арестовываются министр торговли Валентин Чеканов (уволенный с должности за день до задержания) и заместитель министра сельского хозяйства.
Годом ранее проводится арест и осуждение заместителя Генерального прокурора Беларуси Александра Архипова. Взятка, злоупотребление властью были оценены в 6 лет усиленного режима. Это дело интересно ещё одним аспектом. Был арестован Владимир Коноплёв. Тень президента с первых его дней на посту. Человек, курировавший множество рисковых и чрезвычайно важных кампаний во внутренней политике. Причина ареста — не донёс. То есть знал про «замятое уголовное дело в ГПБ» и не рассказал. Коноплёв «отделался лёгким испугом» – заплатил крупный штраф. Но вылетел из политики.
Рассматривать подробно историю до декабря 2013 нет смысла. Фамилий много. Дела старые. Остановлюсь лишь на трёх персоналиях.
2012 год. Арест Павла Белого. Это не просто бизнесмен. Это партнёр Лукашенко по его хоккейной команде. Ассистент президента на льду. Арест был покрыт мраком. Известно лишь, что задержание проводил КГБ. Вскоре Белый вышел на свободу. Ни он сам ни правоохранительные органы комментариев не дают. Да и факт ареста официально не подтверждают.2008 год. Арестован Евгений Шигалов. Один из крупнейших бизнесменов страны. Который кроме всего прочего входил в неформальный список «кошельков» семьи Лукашенко. Шигалов выплатил государству более 40 млн. долларов «компенсации» и вышел на свободу. Умер в 2014 году.
2004 год. Это была «бомба». Арестована Галина Журавкова. Управляющая делами президента. Человек, курировавший бизнес администрации. Да и не только администрации. Получила 4 года колонии. Так же воспользовалась «сделкой с правосудием». После чего исчезла из публичной политики.
Были и «менее заметные» задержания. Которые заканчивались реальными сроками. Назову просто должности:
- Члены верхней палаты парламента
- заместители министров: МВД, Спорта, сельского хозяйства, транспорта
- Руководители двух государственных концерновВыпустили — назначили
Есть и обратный процесс.
2015 год ознаменовался интересными событиями. Целый ряд чиновников и бизнесменов, осуждённых ранее были выпущены на свободу.
С одной стороны это часть упомянутых выше личностей. Беларуское государство уже не имеет претензий к IT-бизнесмену Виктору Прокопене. Под подписку о невыезде или домашний арест вышли функционер ХК «Динамо «Минск»» Владимир Бережков и совледелец «Серволюкса» Евгений Баскин.
Но это только цветочки. На свободу выходит бывший заместитель Генпрокурора Архипов. Не просто выходит, а получает в управление колхоз под Минском. Так же упомянутый выше Владимир Волков возвратился в нефтянку и сейчас управляет стройкой новых объектов Новополоцкого НПЗ
Бывший гендиректор ОАО «Могилевдрев» Андрей Усов (осуждённый на 8 лет) помилован и получает второй шанс как руководитель проблемного могилёвского объединения «Строммашина».
Бывший председатель Чашникского райисполкома Владимир Булай уже директор ОАО «Кленовичи».
Бывший заместитель председателя Барановичского горисполкома Игорь Стасевич стал не осуждённым, а директором Барановичского комбината надомного труда.
Это лишь краткий перечень лиц, помилованных Лукашенко своим указом в начале 2016 года. Полный список ни правоохранительные органы ни администрация президента не оглашают. Но признают, что всё это часть кадровой политики. В ответе из АП агентству БелаПАН отмечается, что «помилование осуществлено в виде освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания, предусматривающего лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, дальнейшее трудоустройство помилованных лиц, в том числе на руководящие должности, не противоречит законодательству». А так же обращается внимание на то, что Лукашенко принимал решение с учётом «персонального подхода к каждой кандидатуре».
Таким образом получаем интересную схему. Беларуские власти вначале садят, потом отпускают. И дают второй шанс.
Вопрос лишь в том почему и зачем?
Зачем Лукашенко играет с арестами?
Начну, пожалуй, с веерных посадок в Беларуси. Буквально на днях закончил и передал заказчикам анализ сфер влияния в окружении президента Беларуси (версия для печати появится в открытом доступе в ближайшие недели). И, посмотрев историю трансформации окружения Лукашенко лишний раз убедился в его страхе перед альтернативными центрами влияния. Как только появлялась какая-то группа, способная генерировать повестки без участия самого Лукашенко — шли посадки. Причём независимо от того, кто эта группа. Под удар попадали как излишне влиятельные соратники, так и, естественно оппоненты. Не все. Те, кто работает в привычном русле «оппозиции» даже полезны. До тех пор, пока не начинают делать что-то новое, неожиданное и эффективное. В таком случае реакция незамедлительна. В президентской вертикали то же самое.
Это не значит, что Лукашенко вычищает умных из своей команды. Он вычищает тех, кто подходит к формулированию вопроса «а зачем мне Лукашенко?». Это опасно для беларуского диктатора. И это требует незамедлительных и жёстких мер.
Однако события 2013 — 2015 годов несколько выпадают из общей канвы. И тут во многом виноват украинский кризис. Лукашенко увидел опасность, исходящую из Москвы. И начал зачищать своё окружение. Вначале были просто отставки. Так поменялась значительная часть управленцев. Начались кадровые перестановки в стане силовиков. Да, большинство из публичных ключевых фигур или родились в РФ или получали там образование.
А вот с не публичными уже интересней. Служба безопасности президента, Оперативно-аналитический центр — секретные структуры, но с колоссальным боевым потенциалом. СБ насчитывает более 2 тыс. «штыков», ОАЦ — более 400. То есть речь идёт о хорошо подготовленной и готовой на всё бригаде. И это не считая замкнутых на Лукашенко спецподразделений МВД и КГБ. Так вот, во всех этих структурах управленцами стали относительно молодые офицеры (в большинстве своём до 45 лет). То есть те, кому на момент прихода Лукашенко к власти было 22-23 года. Часть из которых имеет близкие отношение со старшим сыном Лукашенко.
Аналогичные процессы происходят и в управленческой вертикали. С госслужбы на протяжении 2014-15 годов вылетели целый ряд чиновников, замеченных в самостоятельных контактах со структурами, пропагандирующими «русский мир». Процесс, естественно, не завершён. И не может быть завершён полностью. Ведь формально Беларусь — союзник РФ. Но речь идёт не об уничтожении пророссийских организаций как явления, а о контроле над ними и лишении их управленческих кадров. Частично и ресурсов.
В свете этого арест Юрия Чижа – вполне ожидаемое явление. Начнём с братьев Япринцевых. Это партнёры Чижа. А по совместительству друзья друга Путина — олигарха Сулеймана Керимова. Того самого, который пытался получить контроль над калийной отраслью РФ и Беларуси. Но в результате открытого конфликта (с арестами беларуским КГБ топ-менеджеров) вынужден был продать свои активы. Такой личный враг опасен. Опасны и его партнёры. Япринцевых арестовали. А потом попал под удар и сам Чиж. Что неудивительно.
Как вскоре выяснилось совладельцами его бизнеса были несколько достаточно влиятельных в РФ персон. Такой объясняет и то, почему беларуские власти начали целенаправленно уничтожать империю олигарха. Подобное было лишь два раза в истории. Когда Лукашенко боролся с предпринимателем из Ивацевичского района В. Кудиновым и бизнесменов А. Климовым. Но это было более 10 лет назад. И оба предпринимателя владели весьма успешными и влиятельными СМИ. Сейчас ситуация повторилась. Значит Лукашенко увидел не меньшую угрозу.
С изменениями баланса сил в регионе, на мой взгляд, связаны и другие «новые меры» Лукашенко. Беларусь получила шанс не только ослабить «братские объятья РФ», но и приступить к реформированию экономики. Страна вышла из-под санкций. И продаёт внешним игрокам концепцию своих реформ. Точнее, то, что я год назад называл концепцией — рабочим документом уже является «планом устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 года». Документ интересный. В СМИ авторы идеи прямо говорили, что реформирование приведёт к ухудшению качества жизни граждан в краткосрочной перспективе (3-5 лет). А так же в необходимости жёсткой бюджетной политики и принятия ряда решений, меняющих систему взаимоотношений. Про «грядущее обнищание» в утверждённом документе не говориться. Неприятные слова заменили «сложной обстановкой» и «трудностями роста». Как и слова «структурные реформы» были замещены «преобразованиями». Но суть не меняется.
В Беларуси декларирован переход к «экономике знаний». Указано, что ведущие отрасли вскоре перестанут быть таковыми. Анонсировано введение частной собственности на землю. И даже революционные меры, изменяющие сам характер сельского хозяйства — переход в ряде районов к хуторскому типу расселения. Это, повторю, государственная программа.Но новые подходы требуют и новых кадров. Что и происходит в беларуских министерствах.
За последние 2 года руководство ключевых ведомств практически полностью изменилось. И речь не о переназначении людей из обоймы. Идёт новое поколение. Так, средний возраст в Минфине (министр, замы, руководители департаментов) в 2013 году был 55,6 года. Сегодня 43,2. Мистерство экономики «помолодело» с 53 лет до 46,5, Минюст с 56 до 45. В минпроме, минтранспорта средний возраст упал до 48 лет. В других ведомствах динамика аналогична. Старые кадры отправляются на пенсию. Если не понимают «намёка» – за решётку как министр торговли.
При новых назначениях предпочтение отдаётся людям с хорошим образованием. Желательно западным. Начался ввод на госслужбу управленцев из бизнеса. Как, например в госкомимущество. Почему идут? Ответ достаточно прост — возможность сделать карьеру и получить связи. Ведь система принятия решений в Беларуси отличается от того, что прописано на бумаге. Ну и в конце концов деньги. Чиновники высокого ранга получают много.
Однако остаётся вопрос с госпредприятиями и руководителями среднего звена. И тут вполне логично использование ресурса «оступившихся». С одной стороны им показали что будет, если они начнут играть «на себя». Тюрьма — премерзостное место. С другой - дали шанс. При условии эффективной работы и командных действий жизнь может вновь заиграть всеми красками.
Остаётся вопрос бизнеса. Тут проще. Государству нужны все ресурсы. Исключение — личные кошельки Лукашенко. Но и те обязаны быть лояльными и способными «раскрыться» по надобности. Таким образом офшорные схемы бизнеса, оптимизация налогов являются угрозой. Методы соответствующие. Ну и, наконец, лишняя демонстрация богатым людям опасности связываться с политикой. Делаете бизнес — делайте — но никуда больше не лезьте. Тем более, что в Беларуси в этом году будут парламентские выборы. Которые пройдут на фоне продолжающегося падения уровня жизни граждан.
Уже опасно. Опасно и то, что в Кремле думают как реагировать на действия Лукашенко. Так в Беларуси, используя систему «союзного государства» открылся информационный ресурс. Спутник. Всё бы хорошо, если бы он не входил в состав структур «Россия сегодня». И если бы его лично не курировал господин Киселёв. А дальше просто факты. Спутник перекупает часть журналистов, которые ранее работали в негосударственной и оппозиционной прессе. По имеющейся у меня информации сумма зарплат (базовых, без надбавок) превышает психологический барьер в 1 тыс. долларов. Этот ресурс имеет беларускоязычную версию. Язык близок к «тарашкевице» — версии беларуского без учёта большевистских реформ. Стиль подачи материалов — взвешенно-оппозиционный.
В это же время в страну приезжает делегация европейских правых. Тех самых итальянских и британских неонацистов, которые так любят Путина, Россию и Сталина. Принимает делегацию группа координаторов проектов «Цитадель» и «Номос» — структур, которые имеют давние связи с аналитическими и пропагандистскими центрами в РФ.Активизировались и пророссийские организации в регионах. Начиная от «казаков» и заканчивая образовательными, экологическими инициативами. А близкие к Кремлю структуры организуют конференции, на которые приглашают некоторых представителей оппозиции.