Грядут зачистки: как офшорный скандал отразится на украинском бизнесе
Пока в Украине ломали копья по поводу «а почему он (Порошенко) перевел все в офшоры, и куда он собирался платить налоги», на горизонте замаячил Большой Крестовый Поход Против Офшоров. Ага, именно так – все пять слов пишутся с большой буквы.
6 апреля Петр Порошенко во время визита в Японию заявил, что собирается ликвидировать в Украине саму возможность пользоваться офшорами: «Я планирую реформы, которые сделают абсолютно невозможным использование офшоров в Украине». Хорошая идея. Прямо-таки замечательная. Бабушки, Олег Ляшко и Петр Симоненко будут ходить в одном хороводе и аплодировать Петру Алексеевичу. Тем более, что контора Ротшильдов внятно и однозначно президента поддержала: да, офшоры нужны были для «слепого траста», подтверждаем.
Можно ли, чтобы президенту по поводу его атаки на офшоры аплодировали не только политические клоуны, но и нормальные люди? Конечно! Если президент не напутает с последовательностью действий.
То есть если сначала делаем мягкие, теплые и ламповые налоги. Хотя бы 32% относительно ВВП – как в Великобритании, а не 52,2% - как сейчас в Украине.
Вторым шагом – одновременно с первым – срочно рубим под корень судейско-ментовско-прокурорскую ненасытную гидру и засеваем освободившуюся поляну американскими сортами полицейских, немецкими сортами прокуроров и особым лондонским гибридом судей.
Ну и одновременно с двумя первыми шагами – сносим налепленные за последние 25 лет запреты на операции с валютой.
Страшно? Заносить коррупционерам перестанут? А придется, потому что только при этих трех условиях не страшно ликвидировать доступ к офшорным бизнес-схемам.Тут выбор невелик: или резкие реформы плюс деофшоризация, или не выполняем данное в солидном месте обещание.
Петр Порошенко не ради красного словца заявил о будущей антиофшорной реформе в Украине. Да, он тут, конечно, попытался оказаться святее Папы римского. Но угадал в точку: за день до его заявления примерно то же самое, но более прагматично и юридически взвешенно заявили президент США Барак Обама и глава Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD) Анхель Гурриа. И Обама, и Гурриа заявили практически синхронно о том, что отныне офшорные юрисдикции должны стать прозрачными, а также лояльными к «антиотмывочным» и фискальным организациям.
Обаму жутко раздражают два обстоятельства в связи с офшорной темой.
А) через офшорные счета очень любят богатенькие дяди финансировать безбашенных террористов (тот же ИГИЛ).
Б) через офшорные счета бизнес уходит от чрезмерных налогов, государству обидна такая фискальная эмиграция.
Вот Обама и объявил о том, что использование офшорных схем для ухода от налогов есть глобальная проблема, которую надо и решать глобально. В том числе – через расширение практики автоматического обмена налоговой информацией. Запланированная на середину апреля встреча представителей стран G-20 уже имела антиофшорную строку в повестке дня. На после слива «панамских документов» сторонникам Большого Крестового Похода будет много проще. И к 96 странам, согласившимся запустить взаимный автоматический обмен фискальной(налоговой и таможенной) информацией, добавятся новые.
Жестко прессуют и саму Панаму – чтобы она стала «прозрачнее» и «откровеннее». В общем, Большой Крестовый Поход Против Офшоров, похоже-таки стартовал.
Громкие имена подсвеченных скандалом политиков, крупных бизнесменов и селебрети только усиливают рекламно-PR-ную составляющую проекта. Этот шум избавляет от необходимости анализировать последствия и что-то объяснять обществу.
В мире творится грандиозный шухер. Балтийские банки звонят многим своим клиентам с предложениями закрыть счета и забрать деньги, «потому что у вас счет открыт от имени островной фирмочки (читай – офшор), а мы таких клиентов боимся, уж очень высоки санкции при нарушении запретов». И что вы думаете? Забирают деньги, переводят в наличные, прячут на более респектабельных счетах, уводят в совсем мутные страны – кто на что решается.
И только не надо думать, что эта история – исключительно про крупный и очень крупный бизнес. Вот как раз нет. Крупные рыбы эту сеть прорвут: на них работают крутые юристы, у них найдутся деньги, чтобы вместо пары мутных офшорных фирмочек по цене 1500 долларов за пучок открыть полдюжины недешевых структур в респектабельных странах. Но на выходе получить все то же виртуозное уклонение от налогов.
Сложнее станет малому и среднему бизнесу, который через офшоры сохраняет валюту от обязательной продажи, защищает свои предприятия от рейдерских захватов, добывает наличку для оплаты персонала. Напомню еще раз - Украина является одним из безусловных европейских лидеров и по части уровня налогового давления, и по части чиновничьего произвола. От таких угроз, конечно же, пытаются прятаться. Но перед спасительным выходом маячит все тот же Большой Крестовый Поход Против Офшоров.
Тотальное завинчивание гаек без адекватного снижения налогового давления угробит экономику. Мы получим более сложные, рискованные и дорогие в реализации схемы оплаты труда для высокооплачиваемого квалифицированного персонала. Мы обнаружим на прилавках подросшие ценники – а чего ждать от «засветок» на таможне, от еще больших ограничений при работе с валютой, т.д.
Потянутся за рубеж те квалифицированные работники и предприниматели, которые активно работали с зарубежьем – зачастую именно офшорные счета и микрофирмочки оказываются кровеносной системой для прокачки денег, например, у IT-бизнеса, у розничной торговли, у независимых импортеров чего угодно – от памперсов и стирального порошка до ночных прицелов и даже качественных сыров. При таких делах проще переместиться самому, чем по году-полтора доказывать Нацбанку, налоговикам и таможенникам, что ты не верблюд.
Если самые нервные поменяют точку сидения – вместе с ними из страны Украина уйдут и их не самые маленькие деньги если считать всех скопом.Но апокалипсиса не будет. Экономика не развалится. Да, станет медленнее и хуже. Но бизнес как-то приспособится. А вслед за ними попробуют приспособиться и все остальные.
Есть, конечно, совсем оптимистичный вариант развития событий: низкие налоги, честные судьи, свободное движение валюты. Но, положа руку на сердце, в такое верится в самую последнюю очередь.