Настало время обсудить последствия подхода умиротворения Кремля.
Во-первых, на данный момент Россия уже дважды создала прецедент насильственного изменения границ – в Грузии и в Украине. Тот факт, что некоторые силы на Западе готовы смириться с этими изменениями, может побудить к подобным действиям не только в Евразии и Восточной Европе, но и в других частях света, и в итоге привести к разрушению уже и так хрупкой системы международных отношений.
Во-вторых, любые попытки остановить экспансионизм Кремля, позволив Украине вновь попасть в зону влияния Москвы, только усилят милитаристский и экспансионистский сегменты российского истеблишмента, провоцируя их ввязываться во все новые авантюры, а также нанесет удар по силам, ищущих способы примириться с Западом.
В-третьих, попытки принудить Украину согласиться принять ограниченный суверенитет не только лишат любое ее правительство какой-либо легитимности; они также ввергнут страну в состояние гражданского противостояния и хаоса, которые могут привести к развалу украинского государства и новое вторжение со стороны ее северного соседа. Этот факт настолько очевиден, что политика умиротворения выглядит как попытка – сознательная или нет – создать в регионе зону постоянного напряжения.
В-четвертых, согласие на возврат к политике сфер интересов и, соответственно, ободрение неоимперских амбиций определенных сегментов российских элит заблокирует выход России из персонализированной, имперской системы власти и приведет к падению популярности идеи реформ в российском обществе. Этот путь не только приведет к превращению России в государство-изгоя; он также дискредитирует либеральную альтернативу и прозападные взгляды в РФ.
В-пятых, подход умиротворения России не только демонстрирует готовность Запада поддаваться на давление и политический шантаж; он также показывает его двойные стандарты и тенденцию заключать сомнительные сделки и идти на размены, дискредитирующие либеральные демократии.
Подход умиротворения – не единственное, что предлагают западные эксперты. Майкл Макфол, директор Института международных исследований Фримана-Спогли и старший научный сотрудник Института Гувера, дает Западу и Соединенным Штатам совсем другой совет: «Соединенные Штаты и их западные союзники должны воспользоваться тем, что Путин переключил внимание на Сирию, и усилить поддержку Украины. В обмен на прогресс в сфере экономических реформ, а в особенности антикоррупционных мер мы можем предложить большую финансовую помощь для инфраструктурных и социальных программ. И сейчас настал момент усилить украинскую армию, предоставив ей дополнительные тренировки и оборонительные вооружения». Увидим, к какому из советов прислушаются западные лидеры.
Отчет Chatham House «Российский вызов», изданный в июне 2015 года, также можно рассматривать как антитезис к подходу прагматиков. Его главной целью было предложить аналитическую основу для анализа новой конфронтации между Россией и Западом, а также обсуждение «стратегии выхода» на основе определенных принципов.
В первую очередь под этим подразумевается, что ни одно государство не должно иметь сфер, в которых оно пользовалось бы исключительными привилегиями. «Мы больше не живем в ХІХ веке, когда можно было рисовать на карте «зоны безопасности», а к людям относиться, как к мебели. Если мы предадим Украину – а как иначе это назвать, как не предательством? – и вскоре Молдова и Грузия присоединятся к странам Европы, которые не испытывают к остаткам Запада ни любви, ни уважения», - сказано в отчете Chatham House. Авторы рекомендуют: усилия «по препятствованию давлению России на ее европейских соседей», но при этом сохранение лазейки для «возобновления контакта», хотя, как сказано в докладе, при Путине такое возобновление маловероятно. Также предлагаются усилия по восстановлению целостности европейской системы безопасности, «реконструкция Украины; продолжение санкций против РФ, пока вопрос территориальной целостности Украины не будет решен; восстановление статуса НАТО как силы, противостоящей российской агрессии».
Авторы предупреждают, что Запад не должен возвращаться к бизнес-подходу в отношениях с Россией, и что Владимира Путина нельзя умиротворять из страха, что его преемник может оказаться еще хуже. Chatham House пошел намного дальше, чем другие аналитические центры, в определении новой западной стратегии в отношении России, при этом отказавшись от политики умиротворения.