Дрю Салливан, основатель Центра по исследованию коррупции и организованной преступности, пообещал, что обнародованное его организацией расследование “изменит мир”. Но в этом обещании журналиста есть одна небольшая неточность.
Измениться может только тот мир, к которому он привык. Мир, в котором существует независимое правосудие, свободные средства массовой информации, общественное мнение. В котором, в конце концов, есть настоящая выборность и сменяемость властей. Для такого мира публикация информации об офшорных фирмах должностных лиц, подозрительных сделках, таинственном “хранителе” – повод для первополосных статей в газетах, телевизионных шоу, заявлений представителей следственных органов и прокуратуры. И даже если никаких реальных судебных перспектив опубликованные документы не откроют – партия политика, чья честность поставлена под сомнение, имеет все шансы провалиться на следующих же выборах, а он сам – отправится на (не)почетную пенсию.
Салливан обещал пресс-секретарю российского президента Дмитрию Пескову, что тот будет работать до позднего вечера. Думаю, Песков провел воскресный вечер в куда менее напряженном режиме, чем сам Салливан. Что, собственно, произошло? “Новая газета”, существующая для того, чтобы порочить светлый образ самого популярного политика России, опубликовала очередной вброс? Западные СМИ завели наскучившую волынку о “друзьях президента”? Большинство российских граждан об этой попытке скомпрометировать Россию ничего не узнают. А если и узнают, то как о подлой клевете, с которой приходится жить. И, скорее всего, посочувствуют тому, на кого обрушивается вся эта подлость – только потому, что он осмеливается защищать Россию от ее врагов. Генеральная прокуратура и Следственный комитет если и займутся панамской историей, то только для того, чтобы наказать распространителей этой клеветы и подлости. А российские СМИ будут рассказывать не о Путине и его друзьях. Они будут рассказывать о Порошенко. Потому что ругать Рейгана на Красной площади – это и есть устоявшаяся норма российской демократии.
Кстати то, как отреагировали украинцы на публикацию, свидетельствующую о регистрации их президентом офшорных фирм, уже демонстрирует, как современная Украина отличается от современной России. Практически никто не утверждает, что глава государства может делать все, что хочет. Нет, дискуссия идет главным образом о мере ответственности. О политических последствиях – будут они или нет. О том, что должны предпринимать недавно только сформированные антикоррупционные органы. И сторонники, и оппоненты Петра Порошенко не сомневаются в том, что он – такой же гражданин, как и все остальные. Гражданин, который несет ответственность за свои поступки и свои проступки.
И это – тот мир, который Дрю Салливан действительно может изменить. Потому что, в конечном счете, важна не сама информация – в офшорных сетях может запутаться политик любой, даже самой некоррумпированной страны – важна реакция на информацию. Важно наличие общества, которое хочет эту информацию знать, дискутировать о ней, делать выводы. Важно наличие медиа, способных развить тему и отделить подлинное содержание предоставленных документов от эмоций и пропаганды. Важно, чтобы отреагировали правоохранители и суды. Профессиональный уровень и такой дискуссии, и юридических последствий и является показателем зрелости общества. Ну а политические последствия любых разоблачений – доказательством того, что избиратель сделал свой вывод и возложил ответственность за страну на тех, кому удалось оказаться в отдалении от эпицентра взрыва.
Изменить можно только тот мир, который может и хочет меняться.