Вот кто знает, о чём думал Менделеев накануне открытия своей знаменитой таблицы? Гладил ли свою собаку, или, наоборот, у него была кошка? Выплатили ли ему жалованье, и ругался ли он вечером со своими детьми? Какая была погода? Что вывело его на сон, в котором родился фрагмент таблицы, и почему получилась таблица, а не спираль? Мы знаем только результат, но откуда он взялся?
Джордано Бруно предварил свой философский трактат «О причине, начале и едином» - пятью стихотворениями. Ломоносов многие свои научные труды излагал в стихах. Интересно – зачем в стихах???
Потрясающим примером быстрого интуитивного решения может служить вот такой случай (это поразительная быль, зафиксированная и изученная учёными). Шел этап знаменитой гонки Формулы-1. Гонщик, участвовавший в ней и мчавшийся на болиде с сумасшедшей скоростью, резко затормозил перед очередным поворотом и этим спас себе жизнь. Оказалось, что за поворотом прямо на его пути маленькой невидимкой лежала какая-то железяка, вероятно, выпавшая из впереди идущей машины. Как он увидел его – не видя?
Психологи долго говорили с гонщиком, но он никак не мог им объяснить, что толкнуло его затормозить именно на этом повороте, именно в эту секунду. И всё ссылался на внезапно проснувшийся в нём внутренний голос, который предостерегал от какой-то опасности. Голос был настолько сильным, что превозмог даже его желание выиграть гонку. (Это чувство, кстати, сильно развито у женщин: они ещё ничего не знают о мужчине, но на второе свидание уже не идут.)
Тогда психологи попросили у телевизионщиков плёнку и прокрутили её перед гонщиком. Несколько раз просмотрев плёнку, он вдруг вскрикнул: «Я понял!».То, что он понял, оказалось невероятным. Он вспомнил (и плёнка это подтвердила), что когда подъезжал к этому повороту, толпа на трибунах, которая раньше на каждом повороте смотрела на него и подбадривала криками, теперь вся до единого зрителя как-то странно – молча, словно зачарованная – глядела не на него, а за поворот.
И хотя гонщик не осознал, что именно видел, но его мозг уже отреагировал на какую-то странность и велел ему остановиться......Вот и вопрос: можно ли усилить интуицию и совместить её со здравым смыслом? Можно, и это нетрудно. Просто надо ставить такую задачу и развивать способности детей ещё со школы.
Это тоже может входить в реформу образования в 21 веке. Ну, не одни же формулы только зазубривать.