Стабильность от Юрия Вилкула - система для нищих
На вчерашних выборах в Кривом Рогу на месте кандидата от "Сапомопомочи" мог оказаться представитель другой политической силы, альтернативной экс-"регионалам". И случилось бы то же самое.
Выборы в Кривом Роге не соответствуют демократическим стандартам и прошли с нарушениями. Так заявил глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. Это правда, но не вся. Возьму на себя смелость утверждать: даже без "каруселей" и наглого вбрасывания голосов в Кривом Роге победил бы Юрий Вилкул. Или другой, но такой же "вилкул". Все потому, что демократическим стандартам не соответствует сам криворожский избиратель – в большинстве своем.
Да, демократия – институция несовершенная. Те стандарты, на которые Украина так хочет равняться, формировались в Европе несколько столетий, и процесс этот все равно непрерывен. В США он пошел быстрее только потому, что колонизировать Новый Свет приехали люди, которые впитали в себя демократические традиции как минимум за два предыдущих поколения. Украина как постоталитарное государство ставит знак равенства между понятиями "демократия" и "стабильность". Но та стабильность, которую обещает своим избирателям Юрий Вилкул – система для нищих. Которые, цитируя текст Ильи Кормильцева, "молятся на то, что их нищета гарантирована". Так называемая "стабильность от Вилкула" - продукт советской системы, в которой демократия была дефицитнее колбасы, хорошей обуви и автомобилей.
Кривой Рог – город промышленный и депрессивный одновременно. Наличие ГОКов и рабочих мест на них не означает улучшения качества жизни горожан как такового. Вилкул приводил в порядок улицы, дороги, облагораживал микрорайоны, развивал культурную жизнь региона? Нет.
Официально господин Вилкул не владеет тем количеством промышленных предприятий, о которых пишут разоблачительные статьи и снимают острые сюжеты. Но практически любой житель города скажет: именно Вилкул "решает вопросы". Он – хозяин Кривого Рога, без кавычек. От него зависит, кого возьмут на работу, а кого – уволят.
Скорее всего, это так и есть: Вилкул безраздельно контролирует Кривой Рог. И подобная ситуация не соответствует демократическим стандартам. Здесь мы имеем и наблюдаем наглядный пример развитого феодализма. Когда трудоустройство десятков тысяч взрослых граждан напрямую зависит от воли отдельно взятого феодала и верных ему людей. Показательно, что любые изменения в городе большинство примет в штыки, еще не вкусив их и не оценив. Голосующие за Юрия Вилкула делегируют ему полномочия и дальше определять их жизненный уклад. Ведь сегодня, при "хозяине", они имеют прожиточный минимум. Завтра, рискнув и сделав другой выбор, могут и этот минимум потерять.
На вчерашних выборах в Кривом Рогу на месте кандидата от "Сапомопомочи" мог оказаться представитель другой политической силы, альтернативной экс-"регионалам" (по сути – прямым наследникам коммунистов и социалистов). И случилось бы то же самое. Не брутальные фальсификации, а публичное изгнание "чужого беса".
Однажды украинцы через подобное уже проходили. Летом 2005 года тогдашний глава МВД Юрий Луценко решил одним ударом покончить с кланом Засух. Губернатор Киевщины Анатолий Засуха был полным хозяином области, а его жена Татьяна – настоящей современной помещицей, крепко держа в руках родное село Коваливку. Казалось бы, люди должны стонать под гнетом "панщины" и при первом же удобном случае восстать с дрекольем против барыни. Селяне таки вооружились примитивными орудиями труда – с вилами и граблями прогнали крепко вооруженный спецназ, высадившийся на сельской окраине для захвата коррупционеров. А попробуйте в Закарпатье бодаться на выборах с кланом Балог: большинство даже не захочет знать, кто и кого предлагает им как альтернативу привычному "пану".
Да, Юрий Вилкул – соратник Виктора Януковича, а значит, в глазах сторонников Майдана – открытый противник демократии как системы ценностей, от политических до культурных. Но кто сказал, что большинство криворожан – такие уж сторонники демократии? Смиряться с реваншем Вилкула не нужно. Однако намного важнее и труднее – доказать местным жителям, что они сделали неправильный выбор.