Люди очень не любят признавать свои ошибки, поэтому большая часть российских граждан по-прежнему скажут, что поддерживают аннексию Крыма: «мы поднимаемся с колен», «а иначе там была бы база НАТО», «и вообще, Севастополь – русский город, а Хрущев спьяну отдал эти территории Украине». Иными словами, повторят весь тот бред, что мы уже слышали неоднократно.
Никто не хочет думать, что во времена СССР Крым был передан Украине в полном соответствии с законом, а ни о каких базах НАТО речь не шла. Люди просто потребляют то, что им рассказывают по телевизору. Но суть процесса заключается в том, что эта тема уходит на периферию общественного мнения, попросту забывается. Кстати, на это и был расчет у Путина: подняли рейтинг, присоединили, а потом стерпится-слюбится. На Западе привыкнут, отстанут, а Крым останется.
Эта логика понятна, но понятно также и то, что ни одна присоединенная к центральной власти за последние 70 лет территория не стала жить лучше, чем жила до того. Это, конечно, советский опыт. Присоединили Польшу – она стала жить хуже, чем до завоевания. То же повторилось с Чехией и Словакией, чей уровень жизни упал по сравнению с соседней Австрией. Восточная Германия стала жить хуже Западной; Карелия, отрезанная от Финляндии, превратилась в обычную советскую убитую провинцию, тогда как сама Финляндия стала одной из наиболее развитых стран Европы.
Но это реальная жизнь, а здесь люди живут в виртуальной реальности. Они думают, что Россия стала могучей, так как получила Крым и увеличила свою территорию. Процесс осознания длительный, но будет идти «под горку».
В чисто материальном смысле Крым довольно дорого стоит: в 2014 году его бюджет был 125 млрд рублей (по тогдашнему курсу – между $2-3 млрд), и все они были выплачены из федерального бюджета. Это не бог весть что и спину России не ломает, но и не то, на что можно закрыть глаза. В 2015 году бюджет был таким же, но уже на 25-30% выполнен за счет самого Крыма (удалось наладить налоговую систему, начал работать какой-никакой туристический бизнес, люди начали платить за квартиры). То есть федеральный бюджет потратил 100 млрд. И все же на 70% территория дотационная (одна из самых дотационных в составе России). И это будет продолжаться: максимум, на что может рассчитывать власть – что уровень дотаций снизится до 50%.
Плюс еще строительство моста, на которое уйдет 230-300 млрд рублей. Это тоже довольно дорогое удовольствие в условиях экономического кризиса. Но ментальный процесс заключается в том, что люди пытаются попросту забыть о Крыме, переключившись на решение повседневных проблем с доходами и ростом цен. Острота восприятия Крыма утрачена.
И, полагаю, нет оснований надеяться, что его скоро вернут Украине. Я согласился бы скорее с позицией Михаила Ходорковского, который сказал, что это произойдет, когда начнется общий передел границ Российской Федерации, связанный с государственным коллапсом. Но даже в этом случае не факт, что Крым отойдет обратно Украине – возможно, он предпочтет статус самостоятельной территории. Это уже когда начнет рушиться путинская Россия – а с такой политикой, особенно экономической, она непременно начнет.
Ситуация идет медленно и предсказуемо в сторону ухудшения, но вот оснований для пропагандистских заявлений «Крым в течение года вернется в Украину» я не вижу. Это же, кстати, касается и Донбасса.
Для России Крым – это очередной небольшой, но довольно увесистый камень на шею, хотя в общественном мнении он все еще воспринимается, как почетный орден. Тем не менее, с каждым месяцем (и уж точно с каждым годом) ситуация будет ухудшаться. Чем меньше у гражданина денег в кармане, тем чаще он будет задумываться, что «крымские» деньги можно было бы потратить на пенсии. Им же в ответ будут говорить «а вы что, хотели там НАТОвские базы?».
Истерия разгоняться уже не будет, так как тема в последнее время плохо продается, но основной призыв будет следующим: «И так ситуация непростая, а вы еще со своим Крымом, взяли и взяли, хватит». И все же большинство (пусть и уменьшающееся) будет продолжать считать аннексию Крыма успехом.