Инфляционное таргетирование – модное словечко, которое появилось еще в 70-е годы и восходит корнями к идеям монетарного либерализма. Если очень кратко, то до 2013 года НБУ больше заботился курсом доллар/гривна, так как хорошо понимал, что от стабильности гривны зависит и инфляция, и нормальная работа экономики, и стабильный рост реальных доходов населения. Теперь же НБУ предлагает вообще не обращать внимания и не влиять на курс гривны – тут главное только инфляция. В начале нового года устанавливается цель – уровень инфляции, который нужно обеспечить по итогам года, и НБУ берет на себя обязательство обеспечить целевой уровень инфляции в стране, для этого используя только монетарные методы. При этом курс гривны может взлетать и падать в любом направлении, и с любой амплитудой. Считается, что население и бизнес вообще не смотрит на динамику курса гривны, и только смотрит на показатель инфляции в стране. Идея действительно красивая, и к слову, очень популярная в развитых странах типа Англии или Японии. Эта идея очень нравится МВФ, и поэтому он всегда всем рекомендует переходить на инфляционное таргетирование, и при этом не обращать внимания на колебания курса национальной валюты.
НБУ разработал Дорожную карту по переходу Украины на инфляционное таргетирование. Довольно таки интересный документ, тем более что НБУ обещает уже в 2017 году запустить полноценное инфляционное таргетирование. Мало того, НБУ обещает что, начиная с 2017 года, инфляция в Украине никогда больше не будет больше 10%, а вообще инфляция в Украине после 2017 года, согласно расчетам НБУ, будет около 8%, в 2018 году около 6%, а потом уже около 5%, и так на долгие годы. Хотелось бы в это верить, потому что инфляция в 50%, которую НБУ спровоцировал за счет обвала гривны в 2015 году, это очень плохо, если не сказать катастрофа.
Согласно Дорожной карте НБУ, оказывается, у нас уже начался процесс перехода на инфляционное таргетирование, и обвал гривны, который спровоцировал НБУ после 2013 года, это называется «гибкий валютный курс». В действительности это неправда. Гибкий валютный курс, это когда колебания курса гривны не превышают 10% за год (5% на рост и 5% на падение). А в Украине только за один месяц колебание курса доллара может быть больше 5%. Кроме того, гибкий курс национальной валюты требует отсутствия какого-либо ручного регулирования валютного рынка. А НБУ за счет большего количества валютных ограничений фактически в «ручном режиме» регулирует продажу валюты на межбанке. Поэтому назвать текущий валютный курс гибким и рыночным можно только условно. Только когда НБУ отменит все валютные ограничения, и курс доллар/гривна будет формироваться под влиянием рыночных факторов, тогда можно будет действительно назвать валютный курс гривны гибким.
К сожалению, НБУ в своей дорожной карте забыл написать, что они собираются делать с «теневым валютным» рынком. В Японии действительно существует инфляционное таргетирование, но там нет такого большого количества наличной валюты других стран на руках у населения и такого громадного «теневого валютного рынка». Даже в Польше, где тоже существует инфляционное таргетирование, нет такой большой долларизации экономики, как в Украине. Может НБУ просто надеется, что «теневой валютный рынок» сам исчезнет, когда узнает, что Украина теперь живет с инфляционным таргетированием?
Согласно опыту других стран, самым главным монетарным инструментом который влияет на уровень инфляции в стране, является учетная ставка. За счет изменения учетной ставки центробанк может сдерживать инфляцию или, наоборот, ускорять ее. От уровня учетной ставки должны зависеть и другие ставки на финансовом рынке: ставки по депозитам, ставки по кредитам. В Украине учетная ставка НБУ просто не работает. Простой пример: на текущий момент учетная ставка НБУ 22%, при этом средняя ставка по депозитам в гривне около 14%, и около 19% по кредитам в гривне. В марте 2013 года, когда учетная ставка НБУ была 9,5%, средняя ставка по депозитам была около 14%, а по кредитам около 18%. Беда в том, что НБУ, имея в своем распоряжении целый набор монетарных методов (рефинансирование банков, операции РЕПО с ОВГЗ, свопы и т.д.), не умеет этими методами пользоваться. В результате ставки по депозитам и кредитам не зависят от учетной ставки НБУ.
Согласно экономической теории и практики Японии и Англии, учетная ставка Центробанка всегда ниже средних ставок по кредитам в стране. У нас же какой-то нонсенс.Было бы очень замечательно, если бы учетная ставка НБУ реально работала, и действительно влияла на стоимость денег на рынке в Украине. Но тогда нужен настоящий рынок, без «телефонного договорянка» и разного рода «дополнительных условий». НБУ должен быть действительно игроком финансового рынка, но он должен играть честно и справедливо. Без «любимчиков» и «изгоев». Пока что у НБУ это не получается. Может у нового главы НБУ получится.
Что касается публикации на сайте НБУ аналитических обзоров об инфляции, заседаний Правления НБУ по монетарным вопросам, публикации статистических данных, это все хорошо и полезно, но это явно не может заставить украинцев активно начать нести валюту в банки и размещать ее на депозиты. Пока не будет восстановлено доверие к банковской системе, и население, а, самое главное, бизнес, не поверит в надежность банков, нельзя не то, что запустить инфляционное таргетирование, невозможно даже пережить кризис. Но как раз об этом в дорожной карте НБУ не сказано ни слова.
Никто не спорит, что нужно развивать вторичный рынок ОВГЗ и запускать облигации банков, а еще нужно развивать рынок деривативов, и вообще расширять возможности банков по работе с финансовыми ресурсами. Давно уже назрела и задача реформирования валютного законодательства. Но это все разговоры. Чтобы это сделать, нужны конкретные действия, а не лозунги и обещания в дорожной карте НБУ.
Для информации. В Турции по рекомендации МВФ уже давно введено инфляционное таргетирование. На 2015 год был установлен инфляционный ориентир – 5%. По факту инфляция в Турции за 2015 года составила почти 9%. А в Польше другая проблема, у них тоже целевая инфляция 5%, а по итогам 2015 года получилась дефляция 0,9%. Не все так просто.