Спасет ли МВФ нашy гривну?
Глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что, по ее мнению, в конце 2016 года официальные золотовалютные резервы Украины составят 19,6 млрд долл.
Хорошая идея. Вот только было бы хорошо, чтобы Валерия Гонтарева назвала сумму не официальных золотовалютных, а чистых золотовалютных резервов.
Это было бы более интересно и важно для Украины, и особенно валютного рынка Украины. Ибо официальные золотовалютные резервы мало что показывают. К слову, МВФ, когда оценивает размер золотовалютных резервов, обращает внимание на чистые золотовалютные резервы. Официальные ЗВР, или, как их еще называют, брутто-международные резервы МВФ не интересуют. Почему? Ответ более чем интересный.
Если посмотреть на динамику официальных и чистых золотовалютных резервов за период с февраля 2014 по февраль 2016 года, то можно заменить интересный факт. В феврале 2014 года официальные золотовалютные резервы были 15,5 млрд долл., это ненамного больше, чем текущие официальные золотовалютные резервы, которые за февраль 2016 года составили 13,6 млрд долл. А что же чистые золотовалютные резервы. В феврале 2014 года чистые золотовалютные резервы Украины были 11,3 млрд долл., а в феврале 2016 года только 1,6 млрд долл. Фактически мизер по сравнению с тем, что было два года назад.
Чистые золотовалютные резервы, это та сумма валюты, которую НБУ имеет право использовать для валютных интервенций, эту валюту можно направить на покупку газа или на закупку угля, за счет этой валюты можно погашать внешние долги и выплачивать проценты. Поэтому, когда говорят, что Украина не может погасить России 3 млрд долл., это не бравада или фрондёрство, действительно у Украины нет трех миллиардов, чтобы погасить долги перед Россией.
Самые сложные времена в Украине были в апреле 2015 года, тогда чистые золотовалютные резервы были «минус» 284 млн. долл. Другими словами Украина без спроса начала тратить кредиты МВФ и фактически создала условия, при которых дала понять МВФ, что кредит она не вернет. Уже нет денег. Но уже осенью 2015 года ситуация частично начала улучшаться, и сейчас даже можно назвать эти полтора миллиарда чистых золотовалютных резервы небольшой победой. Но беда в том, что это ужасно мало, по сравнению с тем, что было два года назад.
НБУ во времена Кубива-Гонтаревой фактически «растранжирил» почти двенадцать миллиардов долларов, и теперь вынужден вновь собирать валюту. А собирать сложнее, чем транжирить.
Девальвации гривны с февраля 2014 по февраль 2016 года существенно зависит от чистых золотовалютных резервов, ибо уменьшение чистых золотовалютных резервов провоцирует и ускоряет девальвацию гривни. Именно «разбазаривание» чистых золотовалютных резервов во времена Кубива-Гонтаревой спровоцировали обвал гривни и сейчас остаются главным фактором, который постоянно провоцирует новые витки девальвации гривны.
Для того чтобы курс гривны был стабильным, нужно, как минимум, чтобы чистые золотовалютные резервы были хотя бы 7 млрд долл., а лучше 10 млрд. долл., это действительно обеспечило бы стабильность гривны и дало возможность нормально работать экономике Украины. Но НБУ вряд ли сможет даже до пяти миллиардов долларов увеличить чистые золотовалютные резервы в обозримом будущем. За февраль 2016 года чистые золотовалютные резервы выросли всего на 195 млн. долл. С такими темпами еще долго придется наращивать чистые золотовалютные резервы до уровня 2014 года.
Развалить банковскую систему, разорить валютный рынок Украины, «растранжирить» валюту из золотовалютных резервов, это действующая глава НБУ Валерия Гонтарева сделала без особого труда. Теперь посмотрим, как она сможет реально увеличить чистые золотовалютные резервы. Как говорится пришло время исправлять свои «ошибки».
Если МВФ предоставит кредит Украине 1,7 или даже 3,4 млрд долл., то вырастут официальные золотовалютные резервы Украины до 15-17 млрд долл. Но чистые золотовалютные резервы Украины не вырастут. Ибо кредиты МВФ нельзя использовать для валютных операций в интересах Украины.
И это НБУ хорошо знает. Чтобы росли чистые золотовалютные резервы, население должно нести валюту в банки на депозиты, а НБУ должен выкупать эту валюту для увеличения чистых золотовалютных резервов. Вот такие у нас реальные цели. Дело осталось за малым, чтобы украинцы поверили Гонтаревой и опять понесли деньги в банки.