28 лет до апокалипсиса - перспективы России без нефти
Вчера прозвучала новость, которая вряд ли оставила кого-то из команды доброжелателей Российской Федерации равнодушным, а именно был озвучен срок, на который хватит разведанных запасов нефти – 28 лет.
Причем информация эта прозвучала не из уст каких-то сторонних лиц, которых можно было бы смело назвать «пятой колонной» и предать анафеме, а от главы Минприроды России Сергея Донского.
Перспектива не радужная, с учетом того, что доступной нефти в России имеется до 14 млрд. тонн, да и сама добыча начнет падать уже с 2020 года. Иными словами, «золотой период» углеводородов заканчивается, и куда двигаться дальше – не совсем понятно… Но, быть может постараемся предугадать перспективы будущего вставания с колен?
Альтернативные источники энергии. Сегодня традиционные источники энергии отходят на второй план, и весь цивилизованный мир ищет им замену. Причем ищет весьма успешно, в отличие от все той же России. И если в ЕС отдают предпочтение ветровой и солнечной энергии, как будущей альтернативе, а Китай ставит одним из приоритетнейших направлений в будущих пятилетках развитие геотермального потенциала страны, у России подобных альтернатив нет.
За четверть века своего существования она так и не развила сколько-нибудь успешное направление в энергетике, которое бы не было наследием СССР. А потому приближающийся энергетический кризис ей будет нечем возместить на рынке альтернативных источников. Вряд ли за имеющиеся 28 лет в запасе она совершит значительный прорыв в этой области, дабы создать конкуренцию мировым лидерам.
Промышленный потенциал. Лишившись дохода от продаж нефти, который представляет собой практически 50% наполнение бюджета страны, России необходимо будет каким-либо образом возместить эту черную дыру. Но вот в том-то и дилемма, что нового производства, способно перекрыть брешь, на сегодняшний день в РФ нет. И даже наиболее прибыльные отрасли, такие, как ВПК, постепенно теряют позиции на мировом рынке. Контракты все чаще срываются, качество продукции не удовлетворяет заказчиков. Таким образом, восполнить провал будет нечем, а, учитывая длительный процесс восстановления после санкций (ведь когда ни будь, их да снимут), кризис системы продлится минимум на десятилетие.
Захват новых территорий. Не способная более добывать необходимые ресурсы Россия, скорее всего, займется тем, что у неё лучше всего получается – неконтролируемой и бесцеремонной экспансией на территории, которые богаты сырьем. В данном случае более чем вероятно, что она направится на север – в Арктику. В принципе, она уже сейчас туда устремилась на всех парах. Сейчас РФ претендует в Арктике на хребты Ломоносова, Менделеева, Гаккеля и котловину Подводников, обустраивает в регионе свои базы, КП, сеть РЛС и групп ПВО. Но это сегодня, а завтра аппетиты у истощенной Федерации могут возрасти, и растущая, как на грибах, арктическая группировка попросту сорвется с цепи.
Дестабилизация нефтедобывающих регионов. Россия в течение отведенных ей 28 лет может приложить максимум усилий дабы дестабилизировать нефтедобывающие регионы, что приведет к росту цен на сырье и последние капли уйдут «за дорого». Причем стратегический охват весьма широк, от близлежащего Азербайджана, до манипуляции амбициями Ирана, способного погрузить в хаос весь регион.
Жизнь без нефти. Многие считают, что без нефти Россию ожидает коллапс и распад. Позволю себе с этим предположением не согласиться и в поддержку призову госпожу историю. Россия на сегодняшний день является самой большой страной в мире, даже после распада СССР. Но, при этом, наибольшие завоевания за всю историю Московии, а после – Российской Империи, были осуществлены при Иване Грозном. После него ни один правитель не смог настолько глобально приумножить территориальные просторы государства и, невзирая на какие либо политические и экономические катаклизмы, эти границы серьезных изменений не имели.
Так ждет ли РФ крах без нефти? Экономический – вполне. Но государственность сохранялась и в куда более темные времена, если оставались, преданы и подконтрольны руководителю страны политические элиты, или же они находились в состоянии постоянного стресса - страха. А народ? А народ всегда находился в жесткой системе управления мнением и сознанием, что особенно сейчас доведено в закрытом от внешнего мира российском медиапространстве до абсолюта.
И если в течение ближайшие 28 лет не произойдет в этой стране качественного политического или общественного преображения, будет нефть в недрах или нет, сути агрессивного, захватнического естества Россия не поменяет.