Например, какие политические силы возьмут на себя ответственность за деятельность нового правительства? Очевидно, что большинство в Верховной Раде снова сформируют примерно те же, но кто возьмет на себя ответственность?
Яресько более удобная кандидатура, потому что за нее не нужно брать ответственность, ведь она будет позиционироваться как технократ. В то же время, Гройсман удобен тем, что всю ответственность можно переложить на БПП. Думаю, это ключевой вопрос на переговорах относительно будущего премьера, и согласие по нему еще не достигнуто.
Кроме того, нет понимания, что, собственно говоря, должно делать правительство. Чем политика нового правительства должна принципиально отличаться от политики предыдущего? Думаю, по этому вопросу также продолжаются дискуссии. Любая замена премьера рассматривается в комплексе с другими кадровыми вопросами: кто будет спикером парламента, если Гройсман возглавит правительство, кто получит министерские портфели. Ни на один из этих вопросов ответа пока нет, и все они дискуссионные. Если бы проблема заключалась лишь в выборе между Яресько и Гройсманом, то вопрос, наверняка, уже был бы решен.
Кто бы ни стал премьером, политика нового правительства, по моему мнению, во многом будет похожа на политику правительства Яценюка, за исключением того, что, возможно, придется демонстрировать более действенную борьбу с коррупцией, а также наладить коммуникацию с гражданами, чтобы они понимали, что делается, что будет сделано и в какие сроки. Люди были бы готовы потерпеть – лишь бы знать, что будет результат. Это сродни ремонту в доме: сначала ты сталкиваешься с большими неудобствами, но знаешь, что через полгода получишь результат, и поэтому готов терпеть. Нынешнее правительство не дало понимания украинцам, что происходит, а ведь это критически важно.
Если премьером станет Яресько, возможно, внимание больше уделят монетарным вопросам, а если Гройсман – конкретным реформам в той или иной сфере. Но принципиальной разницы с предыдущим правительством не будет.
В целом же вопрос ответственности политических сил остается наиболее важным. Дееспособность следующей коалиции будет зависеть от того, возьмут ли все политические силы на себя ответственность, независимо от того, кто станет премьером.