Медведев был прав – холодная война между Россией и Западом существует
Недавний намек премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что Россия и Запад втянуты в холодную войну, вызвал поспешные опровержения западных политиков и комментаторов. На самом деле, Медведев был прав: холодная война между Россией и Западом существует.
Очевидно, что холодная война является не совсем Холодной Войной с большой буквы. Последняя велась между двумя сверхдержавами - Соединенными Штатами и Советским Союзом. Вторая Холодная Война с большой буквы невозможна, поскольку Россия является слаборазвитой страной, и потому она не совсем достойный противник для Соединенных Штатов. Взамен, холодная война с маленькой буквы продолжается, она идет с тех самых пор, как президент России Владимир Путин разрушил послевоенную архитектуру безопасности Европы, вторгаясь в Крым и Донбасс в 2014 году.
Является ли холодная война идеальным вариантом для отношений Запада с Россией? Конечно, нет. Это был бы хоть какой-нибудь вариант мира, неважно «горячий» или «холодный». Но мирное сосуществование перестало быть возможным, так как Путин начал войну на территории Украины. Единственной реальной альтернативой холодной войны, таким образом, становится «горячая», то есть широко распространенное вооруженное столкновение между Россией и Западом. Такой вариант может наступить, если Путин решит проверить решимость НАТО в Эстонии, спровоцировать Турцию, или запустить полномасштабное вторжение в Украину. А потому, по сравнению с «горячей» войной, политические, экономические, дипломатические и идеологические враждебности, которые характеризуют нынешнюю холодную войну, безусловно, предпочтительнее.
Этот вариант предпочтителен не только для Запада. Украина тоже в настоящее время наслаждается отношениями с Россией в виде холодной войны. Остановив продвижение русских на территории Донбасса, Украина фактически заморозила конфликт и пришла к условию, когда не существует ни подлинного мира, ни полномасштабной войны. Российские силы в Донецке продолжают стрелять, а украинцы продолжают умирать, но российско-украинские отношения перешли от военной враждебности к политической, экономической, дипломатической и идеологической.
К сожалению, ни Запад, ни Украина не могут сделать ничего, чтобы перевести свои отношения с Россией из холодной войны хоть в какой-нибудь вариант мира. Путин нарушил мир, и только Путин может восстановить его. И есть мало оснований полагать, что он заинтересован в мире. Ибо для установления «горячего мира» Путин должен вывести свои войска с Донбасса, вернуть Крым в Украину, что сегодня не представляется вероятным. Для установления «холодного мира» Путин должен был бы признать законность правительства Украины и прекратить дестабилизировать страну. Это также маловероятно.
Всё, что Запад и Украина могут сделать, это уменьшить вероятность того, что Путин развяжет войну в Прибалтике или в самой Украине. А это именно то, что он сейчас делает. Соединенные Штаты и Европейский Союз ввели санкции по отношению к России. НАТО наращивает свое присутствие в Восточной Европе и Скандинавии, западные соседи России поднимают свои военные бюджеты и стремятся к сотрудничеству против возможной российской агрессии. И Украина, несмотря на минимальные ресурсы, создала одну из самых грозных армий Европы за полтора года.
Смогут ли эти меры остановить Путина? Никто не знает. С одной стороны, он не кажется иррациональным, воздержавшись от того, чтобы втянуть Россию в кровавую оккупацию Украины весной 2014 года. С другой стороны, он захватил Крым, тем самым опустошая свою экономику, а затем разрушил Донбасс, в результате чего нанес ущерб интересам России и русских в Украине, которые он, собственно, и отстаивал. Сирийские «приключения» Путина не являются демонстрацией никаких четких доказательств его рациональности или иррациональности. Правда, он пошел, чтобы защитить союзника России. Но это вмешательство будет стоить России – и Путину – очень дорого из-за участия российских войск в дорогостоящей долгосрочной оккупации в период внутреннего экономического спада. Это подвергает страну неизбежным террористическим актам, Путин жертвует отношениями Москвы с двумя стратегически важными странами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия и Турция.
Путин остается ничтожеством. Хуже того, он никому не может доверять. После удачного разрушения послевоенной структуры безопасности, державшей Европу стабильной в течение многих десятилетий, он пригрозил применить ядерное оружие, чтобы защитить своё царство. Таким образом, Путин открыто показал себя как ревизиониста и разжигателя войны. В противовес Путину Запад может только продемонстрировать наличие своих войск, не выводя их за пределы своей страны.
Так что дважды ура холодной войне! Это далеко от идеала, но и гораздо лучше, чем единственная реальная альтернатива.
Перевод: Анастасия Сотничук