К фактору Крыма подключились и многие другие негативные составляющие. Это - отсутствие экономики, малого бизнеса, коррупция.
В сегодняшних условиях, даже если бы не было санкций, это существенно не изменило бы ситуацию в России. А все потому, что ситуация зависит не от экономики и среднего бизнеса. Просто российская экономика очень монополизирована. Особенности монополии в том, что она неэффективна и эта неэффективность очень быстро растет.
Вот, например, по программе импортозамещения возникают государственные предприятия, которые хотят производить обувь. Начинают производить. Через некоторое время, по программе импортозамещения, это предприятие сообщает государству, что нужны инвестиции. Ведь надо же покупать станки, налаживать оборудование. А западных инвестиций нет.
И что еще главное. В связи с санкциями, а главное контрсанкциями, нет среды конкуренции. Ее отсутствие создает ситуацию, когда товар стоит в несколько раз больше, чем должен стоить. Это значит, что предприятие производит товар выше рыночной стоимости, который не нужен рынку. Тогда растет неэффективность предприятия, и оно начинает требовать у государства еще больше разных компенсаций.
Вот предприятия начинают производить лекарства, которые замещают импорт. Во-первых, будет очень низкое качество в связи с отсутствием конкуренции. Ну, и не будет нормальной цены. Для того, чтобы люди покупали, эти предприятия-госмонополии начинают требовать от государства не только инвестиций, но и компенсацию по стоимости. Говорят, вот мы решаем социальную задачу, нам надо еще денег, чтобы эти лекарства стоили не 2 тысячи рублей, а 200.
Государство дает им эти компенсаторы, и в таких условиях предприятия перестают платить налоги. От этого страдает бюджет. Поэтому сама идея импортозамещения, то есть существование в неконкурентной среде, убийственна для экономики. Именно эта тенденция сейчас сильно разрослась и убивает остатки экономики.