За последние 25 лет россиянам ломали головы, рассказывая то про ваххабитов, то просто про «исламских фундаменталистов». Представляете, страна 74 года жила в идеологии марксизма-ленинизма, когда шаг влево, шаг вправо – расстрел, и вдруг развелось куча ваххабитов, таких страшных, с бородами, алчными взглядами, как будто их срисовывали с картинок, созданных потомственными российскими антисемитами. Впрочем, даже неважно как называются враги, главное, что они выглядят одинаково, запоминающиеся без напоминания.
Традиционно россияне не заморачивались выяснением, правду ли им говорит пропаганда или нет. В советское время трудно было себе представить, чтобы информация об исламе была в открытом доступе, кроме академических изданий. Интересоваться вообще было опасно – можно было угодить на допрос в КГБ, а там «пришить» статью по обвинению в религиозной пропаганде – раз плюнуть. Заглядываете в современные справочники и читаете: «C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты – сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения». Поскольку на территории России и постсоветских стран бедуинов не наблюдается, то как можно объяснить распространение учения, связанно с именем Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими, родившегося на 115 лет раньше Карла Маркса и намного раньше Ленина?
Набор прозвищ и оскорблений для советско-российской пропаганды – важный элемент борьбы. «Беляк», «белобандит», «белофинн», «басмач», «душман», «бандеровец» – слова, крепко всаженные молотом пропаганды в головы миллионов советских людей. А потом чекисты привнесли изменения в свой лексикон, добавив новых врагов – «ваххабиты», «фундаменталисты». В Таджикистане сторонников демократического движения, среди которых были члены официально зарегистрированной Партии исламского возрождения, чекисты называли «вовчиками», то есть, «ваххабитами». Ни больше, ни меньше, товарищи из КГБ не удосужились объяснять населению, что «аль-ваххабийя» – идеология и религиозно-политическое движение в Саудовской Аравии. Оттуда, с Аравийского полуострова, где живут бедуины, а не в Таджикистане или Узбекистане. Но государственное агентство «РИА Новости» настойчиво сообщает, что в России «ваххабитов» около 700 тысяч. То есть, население крупного областного центра.
За время коммунистической пропаганды, более 70 лет в головах советских людей создавали некую серую кашу из отрывочных сведений, вранья, дезинформации и привычного чекистского лексикона. Когда слушаешь очередной спич (в переводе на русский – треп) российского президента, рассуждающего на религиозные темы, то ждешь очередного открытия или пассажа. Меня до сих пор удивляет, почему Путин ничего не говорит о защите христианского населения Саудовской Аравии, где живет более миллиона католиков. Есть и более 50 тысяч последователей древних восточных церквей – Коптской, Эфиопской, Эритрейской и Сиро-яковитской. Мог бы спокойно объявить их основоположниками русского православия и двинуть Кантемировскую дивизию в пустыню.
Кремль по-прежнему не хочет иметь образованное население. Как в СССР – определенный набор профессий, четкая программа в университетах и институтах, спецхран в библиотеках. Удивительно, что несколько поколений воспитанных в идиотизме пропаганды людей пополняли потомками себе подобных, не желающих элементарно заглянуть в интернет, чтобы узнать, что нового начала придумывать российская власть, чтобы отвлечь внимание от экономической катастрофы. Теперь в любимчиках Кремля – шииты. Без объяснений, им так надо, потому что это геополитика. И если в отношении Украины Путин придумывал историю про Херсонес, а по поводу Грузии – «наше, родное», то о Сирии трудно сказать подобное.
И все равно говорили. Патриарх Кирилл что-то невразумительное сказал о святынях, депутаты как всегда проявили безграмотность. Все говорили о чем угодно, только не о главном – Сирия создавала хоть какую-то видимость для России, которая пыжится и мнит себя геополитическим игроком, мощной мировой державой. Западу это доказывать – смешно, все эти истории – и со второй чеченской войной, и с Грузией, и с Украиной, теперь и с Сирией – исключительно для россиян, для укрепления в них чувства гордости за державу и своего великого вождя. Почитайте «ватные» форумы, они по-прежнему мнят себя победителями всего. Правда, последние месяцы побеждают исключительно продукты, которые нещадно давят. Такие герои-победители колбасы, хамона и персиков.
Я не сомневаюсь в том, что россияне в очередной раз проигнорируют возможность, теперь куда большую по сравнению с советским временем, заглянуть в интернет, покопаются в справочниках и узнать, что шииты составляют всего 10-15 процентов мусульман. Что на самом деле союзниками Путина из последователей шиизма являются только население Ирана и руководство Сирии. Что в самой России шиитов очень мало – в Республике Дагестан – таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дагестана. Кроме того, шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев и граждан Таджикистана, памирцев-исмаилитов. Что подавляющая часть российских мусульман – сунниты, среди которых уже ведется бурное обсуждение российской политики, разделяющей мусульман. Наконец, при большом желании можно узнать об экономическом потенциале стран мусульманского мира, чтобы понять – Россию опять ждет поражение. Особенно после создания антиасадовской коалиции, в которую наряду с Саудовской Аравией вошли крупнейшие игроки на нефтяном рынке.
Всякий раз, когда у Путина возникает очередная идея, то появляется два вопроса: первый – как быстро она провалится, второй – какие последствия для мира она несет, как это отразится на геополитике, безопасности и отношениях между странами, которые Россия успела поссорить. Для внутреннего восприятия, для россиян уже успели назвать шиитов «братьями». Александр Дугин, участвовавший в российской авантюре в августе 2008 года в Грузии, один из идеологов «Новороссии» в Украине, теперь оказался огромным специалистом по исламу, обнаружив в себе новые особенности. «Русско-шиитский альянс не просто геополитика, это глубинное родство религиозного типа. Саудовский проамериканский режим должен быть уничтожен. Это – евразийская фетва», – написал Дугин в своем аккаунте в Фейсбуке. Все поняли? Херсонес – это баловство, русские и шииты – духовные братья, это намного круче. Фетва, если Дугин всерьез сказал, ставит его в один ряд с мусульманскими священниками – только они могут принимать фетву. Дугин, стало быть – или муджтахид, или улем, или муфтий, или факих, или алим, или член Комиссии по фетвам Саудовской Аравии, не меньше.
Александр Дугин – оттуда же, из советской пропаганды. Как классики марксизма-ленинизма, морочившие головы наивным борцам за «светлое будущее», которое за 100 лет стало темным прошлым. Официальная пропаганда будет стараться склонять россиян к тому, что сейчас хочется Путину. Потом разбираться или извиняться не будут. Среднему россиянину, как пишут в «пабликах», по барабану – кто шиит или кто суннит, он может потерпеть, если надо, чтобы Россия встала с колен и все ее боялись. Так и не избавившись от советской безграмотности, россияне впадают в еще одну волну бездумья, путинскую.
Если когда-нибудь в Гааге все-таки случиться судебный процесс над Кремлем, то один ряд скамеек должен быть в специальной камере с шумозащитной и антитравматической обшивкой, чтобы подсудимые в раже откровений не бились головами, не брызгали слюной на судей и прокуроров. Скамейка или даже амфитеатр должен быть большим – на несколько сотен человек, из тех, кто последние 10-15 лет выстраивал новую российскую идеологию, которая в миру называется «русский мир». У «русского мира», если верить Дугину, теперь шиитское лицо.