Еще несколько лет назад развитие транзитного потенциала Украины считалось одним из ключевых факторов экономического развития страны. Нет такого государства, которое бы не мечтало нарастить объемы транзита грузов по своей территории. Причина проста - рост объема перевозок или обработки грузов в портах сопровождается созданием новых рабочих мест и увеличением доли услуг в ВВП страны, что присуще развитым экономикам мира.
События последних лет объективно поставили под угрозу реализацию планов превращения Украины в европейский транзитный хаб. Однако помимо внешних политических факторов, на привлекательность Украины как страны-транзитера оказывают влияние и внутренние политические события.
Транзитная "война" Украины с Россией в течение последних недель является тому подтверждением. На фоне конфликта с северным соседом и отсутствия ответных действий со стороны нашего правительства на усложнение для Украины условий транзита по территории РФ, активисты парамилитарных организаций на Закарпатье начали тормозить российские фуры. Несколько ранее Польша не согласовала с РФ условия двухстороннего соглашения о грузоперевозках, и российские дальнобойщики свернули в сторону Украины. Казалось бы, о таком незапланированном "подарке" в виде транзита в обход Польши, наш локальный бизнес - АЗС, пункты питания и автосервиса, отели - могли только мечтать. Ни одной "стратегией развития транзита" за такой короткий период нельзя привлечь в сутки более 300 транзитных фур. Но украинская экономика тут, к сожалению, проиграла политике: правительство вынуждено было пойти на ультиматум активистов и временно ограничить доступ российских фур на территорию Украины.
Как и следовало ожидать, РФ приняла зеркальные меры: запретила пересечение своих границ украинскому грузовому автотранспорту, в т.ч. для доступа и на рынок России. В результате работа более пяти тысяч украинских водителей, работающих в российском направлении, была поставлена под угрозу. Убытки для отрасли по данным АсМАП могут достичь в этом году более 4 млрд грн.
А как же обстоят дела с компенсацией убытков? Добилось ли правительство отмены специального режима транзита в Казахстан и Центральную Азию для Украины через Беларусь? Быть может транспортным предприятиям в качестве компенсаторных механизмов были открыты новые направления для поездок? На оба эти вопроса ответы, к сожалению, отрицательные. Характерно, что, пока часть украинских перевозчиков все еще не вернулась домой, Польша тем временем заявила о временном возобновлении российского транзита по своей территории.
Как Украине выйти из этого транзитного тупика? Очевидно, что нужно отказаться от устных ультиматумов, которые приводят только к усугублению ситуации. Для перевода конфликта в конструктивное русло, нужно организовать на приграничной территории (например, на границе Харькова и Белгорода) совместные консультации с российской стороной на уровне министров транспорта, при участии национальных ассоциаций международных автоперевозчиков двух стран. А тем временем создать постоянно действующую рабочую группу по транзиту товаров с участием представителей Еврокомиссии, Евразийской экономической комиссии, России, Польши, Беларуси для урегулирования спорных вопросов, связанных с вступлением в силу Договора об Ассоциации с ЕС.
В заключение следует отметить расторопность Беларуси и стран Балтики, которые наращивают объемы транзита и в каждом витке политического конфликта третьих стран находят для себя возможности для развития.