Пообщался с воинами 53-й бригады с Ширлана и ситуация представляется так:
1. Непосредственная причина - ошибочные управленческие решения. Командование 3-го батальона бригады не адекватно отнеслось к процессу перебазирования. В 1-м и 2-м батальонах на Широкий Лан заранее выехали передовые группы, которые установили палатки, печки и оборудовали места отдыха личного состава, а 3-й батальон передовых групп не выслал. Поэтому военнослужащие должны были обустраиваться по приезду. 8-я рота приехала и разместилась просто в открытом поле, да вот только грузовик с ее имуществом не прибыл. В то время как остальные подразделения смогли обустроиться, 8-я рота оказалась в сложных условиях. Командир роты одолжил две палатки, куда забились люди, но кроватей на всех не хватило. Под ногами - глубокая грязь, и на голой земле не устроишься.
2. В день приезда 5-го февраля на полигон Широкий Лан в 8-й роте умер военнослужащий. Сердечный приступ. Средств чтобы его своевременно откачать не оказалось, два медика пытались запустить сердце, но не было ничего - даже нитроглицерина. Человек умер на глазах товарищей. Настроение у людей было не самое лучшее - и тут они узнали, что их машина снабжения не приехала..
3. Найти самостоятельно дрова на полигоне было нельзя - топлива для обогрева не хватало. Бойцы съездили на БМП за дровами - другой транспорт там не проезжал, но топлива не хватало. Лесов поблизости никаких нет - это степь. Особенно тяжело было без питьевой воды - почему-то воду не подвезли в нужном количестве, и купить было негде. Бутилированная вода в выездной лавке быстро закончилась. Закончились сухпайки, и питания не было - не подвезли. Электричества нет, генераторы не приехали. Из-за скученного размещения большого количества людей не обеспечены санитарные условия - куда боец по грязи дошел там у него и туалет. Дух там был - но явно не боевой. Про здоровье в таких условиях говорить не приходится. Ближайшее село, чтобы что-то купить в 7 километрах. Командование походы в село не поддерживает, самостоятельные выходы запрещены, потому что многие злоупотребляют алкоголем, как только выходят из-под контроля. Помыться было невозможно. В этой обстановке отсутствие нормальных условий для сна стало той критической каплей, которая заставила солдат действовать на четвертые сутки пребывания в лагере. На четвертые сутки.
4. 8-го февраля группа солдат 8-й роты потребовала на построении обеспечить нормальные условия. Среди зачинщиков были солдаты, которые находились на хорошем счету, и не были аватарами. Солдаты спросили у начальника штаба батальона - позывной "Хантер" - "Как жить будем?" Офицер ответил: "Молча". Солдаты сказали: "Мы не скоты, мы не позволим, чтобы к нам относились как к свиньям". Их всех предупреждали о последствиях, о том, что у них будут неприятности. Они потребовали решить их проблемы, иначе пойдут в город сами. Они не испугались и пошли как и сказали. Комроты пытался их удержать, но ему не удалось. После возвращения из самовольной отлучки солдаты привезли из Николаева большие пакеты с едой. Алкоголя никто не привез - они были действительно голодные.
5. Грузовик с имуществом 8-й роты приехал только 9-го февраля, на пятый день перебазирования на полигон, на следующий день после выступления солдат. Хотя выехал из Черкасского 2 февраля. Даже если бы он поломался, или стало плохо водителю, было полно времени, чтобы заменить машину и водителя, и ускорить прибытие машины. Если бы это кого-то интересовало, разумеется.
6. На Широкий Лан бригаду очевидно направили для прохождения бригадных учений. А перед этим весь январь бригада проходила подготовку в Черкасском - там тоже был целый месяц на необорудованном для проживания полигоне в голом поле. Но снабжение было все-таки немного лучше. При этом более 50 % военнослужащих 53-й механизированной бригады подлежат демобилизации в марте. Какой смысл был, чтобы этих людей два последних месяца службы направлять на маневры - вначале в Черкасском, а затем на Широком Лане? Во-первых, у многих пропала мотивация, во-вторых, это нерациональная трата государственных ресурсов. Обучать людей логично было бы в начале их службы, а не в конце. Они полгода пробыли на передовой, у них скоро был дембель, и идея направлять их на обучение в условия. гораздо худшие, чем на фронте, не встретила понимания. В какую сумму обошлась бюджету операция по выводу бригады с фронта, переброске ее вначале на один полигон, а затем на другой? Сколько потратили на солдат, большинство которых через несколько недель уйдут в запас?
7. В бригаде за неполный год сменилось три комбрига. Много вакансий офицерских. Некомплект. Нехватка офицерских и сержантских кадров, отсутствие отбора при направлении в пехоту, мобилизация всех подряд - это проблема остро бьет по вновь созданным мотопехотным бригадам. Стоило ли формировать новые соединения, не имея подготовленных кадров и не обеспечивая их укомплектованность?
8. В 8-й роте длительное время не могли подобрать дееспособного командира - его назначили всего месяц назад. Командир 53-й бригады полковник Валерий Водолазский не сумел завоевать авторитет у значительной части личного состава. Причина - не внимание и не уважение к людям. Средний возраст солдат - 35-40 лет, многие есть под 50 и за 50. И строить этих взрослых людей как салаг восемнадцатилетних - нелепо. До Водолазского бригадой командовал боевой офицер, ветеран афганской войны полковник Юрий Беляков (потерял там руку), который был всегда среди бойцов, регулярно выезжал на передний край, и выбыл подорвавшись на растяжке во время обхода передовых позиций. Он был впереди чтобы пользоваться авторитетом у бойцов, потому что по-другому не поверят. Так что разница в поведении командиров людям очень заметна.
9. Весьма сомнительным является качество проводимого курса боевой подготовки бригады, где большинство составляют не мотивированные дембеля. Военнослужащие отмечают, что из-за низкой мотивации и отсутствия инструкторов кроме своих командиров, огневая подготовка во многих подразделениях сводилась к бесполезному расстрелу огромного количества боеприпасов. Государство несет немалые финансовые потери без малейшего эффекта для боеспособности армии.
10. Сейчас предпринимаются попытки переложить ответственность за происшествие на самих солдат и на их командира роты. В то время как сам комбриг Водолазский отделался всего лишь выговором. Если вместо тех, кто отвечает за организацию, планирование и управление понесут наказание "стрелочники", это будет означать, что справедливости в этом деле нет. Это будет означать, что подобное свинство может быть повторено и в других частях. Нарыв вскрылся в 8-й роте - но ведь в таких тяжелых условиях зачем-то находятся все наши войска, которые выводят на полигоны.
11. Бездарное планирование, управление, организация, комплектование - это не проблемы солдат. Это проблемы генералов и полковников. За это должны отвечать те, кому государство доверило боеспособность армии, и кому доверены жизни солдат. Если большую часть времени солдаты на полигоне занимаются не боевой подготовкой, а самообеспечением, значит, организовывают боевую подготовку те, кто не понимает ее смысл.
12. Выступление солдат 53-й бригады должны стать основой не только для выводов военной прокуратуры. Об этом стоит задуматься тем, кто отвечает за реформу сектора обороны и безопасности страны. Это следует заслушать в Верховной Раде.
13. Смысл призыва солдата в армию - не научить взрослых мужиков преодолевать любые тяготы, а подготовить защитника Родины. Это значит, что солдат должен не учиться терпеть свинство - он должен учиться воевать. И тот, кто отвлекает солдата от боевой подготовки, тот, кто наплевательски относится к условиям проживания и обеспечению - уничтожает боеспособность армии, подрывает боевой дух. И отношение к таким руководителям соответственное должно быть как в обществе. так и в правоохранительных органах. Это не руководители, а вредители.