Экономическая и финансовая системы России вобьются в бетонную стену
Для российской экономики резкое падение рубля означает ту самую ситуацию, которую я прогнозировал ещё весной 2014 года. Напоминаю, что тогда я говорил, что благодаря геополитическим и военным авантюрам путинского режима, российская финансовая система станет полностью токсичной для любого инвестиционного капитала: как для международного, так и для российского.
По совокупности того, что произошло в экономике и финансах за последние 2 года, я оказался прав и в том отношении, что (против путинского режима), не против России, будут введены санкции, которые смогут нанести огромный урон российской экономике и финансовой системе, а также российской национальной валюте. Я предупреждал, что санкции сделают страну токсичной для инвестиционного капитала. Я прогнозировал тогда - с горизонтом порядка 18-24 месяца, что если ситуация в политике не изменится, то произойдёт крах рубля. На тот момент рубль торговался в районе 30 рублей за доллар и многие, на первый взгляд неглупые люди, говорили, что у Путина хитрый план, что всё под контролем, а того, что я предсказываю, не может быть, потому что не может быть никогда... Где сегодня я, а где эти господа.
Характерно, что на сегодняшний день в мировой или российской экономике ничего не произошло, что было бы экстраординарным, по сравнению с тем, что было год назад. Причина падения рубля заключается не в объективной мировой конъюнктуре, а лежит по большей части в политической сфере. Я бы даже сказал, что у падения рубля есть фамилия, имя и отчество. Как вы уже догадались, зовут его Путин Владимир Владимирович. Это тот человек, который своей политикой столкнул Россию в пропасть, в которой нет дна. Поэтому и у рубля нет дна.
Если учитывать, что накануне вторжения в Украину индекс РТС был 1300, а сейчас индекс 630, то совершенно очевидно, что он уже не удержался. Если рубль был тогда 30, а сейчас 85, то он уже не удержался. Что касается реальной экономики, то здесь все гораздо хуже, чем вы думаете: рубль прекращает быть расчётной единицей международной торговли, потому что ни одна валюта, которая имеет колебания такой амплитуды (я сейчас говорю не о девальвации), не может участвовать в качестве расчётной валюты в международной торговле. Огромное количество импортёров разорились, разоряются и ещё больше разорятся, потому что обнищавшему российскому населению уже не до айфонов – выжить бы.
К сожалению, мы не можем этого предугадать курс рубля на ближайшее время даже приблизительно, прежде всего, из-за огромного количества переменных, среди которых экономические факторы не являются определяющими. Понятно, что если нефть продолжит падать, то и рубль, разумеется, будет слабеть ещё больше. Однако в крахе российской национальной валюты заключена не только макроэкономическая составляющая, но и политическая, и эта составляющая является важнейшей. Поэтому ситуацию с нацвалютой, увы, предугадать не может никто. Ровно в той же степени, как никто не может предугадать, какой фортель могут выкинуть веселые ребята в Кремле.
Представьте себе, что будет с рублем, если Путину придет в голову ввести войска или каких-нибудь вежливых человечков, в какую-нибудь постсоветскую страну, например, в Эстонию, в какие-либо районы Казахстана. Или решит кого-нибудь разбомбить. Очевидно, что в таком случае курс рубля уже будет зависеть не только, и даже не столько от мировых цен на нефть. Поэтому я и утверждаю, что курс рубля сегодня - это то, что называется по-английски – personality bet (ставка на личность). Как в рулетке, когда делается ставка на некое вероятностное событие, которое может произойти - как ставка на красное или чёрное. В данном случае таким вот personality bet является ставка на личность Владимира Путина, и, в значительной степени, на его персональную судьбу.
Могу сказать, что в этом personality bet я ничего хорошего от Кремля в целом и от Путина в частности не жду. Это кучка напуганных диких зверей, которые цепляются за власть, не просто из-за стремления к власти как таковой, но потому что в данный момент ставка для них это уже их жизни. Соответственно, эта загнанная в угол группа может натворить ещё немало бед и не только в экономике.
Поскольку, как мы уже знаем, у рубля нет дна, я могу предположить, что он может быть в диапазоне между семьюдесятью и двумястами рублей, а дальше можно поставить палец по ветру и предсказать что-либо с такой же точностью, как и я.
На сегодняшний день мы имеем дело с непрогнозируемыми до конца последствиями, поскольку мы точно не знаем, каким образом власти будут реагировать, и удерживать эту ситуацию.
Как вы видите сегодня, так называемые финансовые власти продолжают отрицать очевидное. Перепуганные банкиры приходят на экстренное заседание в Центральный Банк, а глава ЦБ рассказывает им о стабильной ситуации в финансовом секторе. Как вы понимаете, после таких слов они уходят оттуда в полном непонимании и панике. Поэтому, когда обрушится этот сектор (а это скоро и произойдет), эту катастрофу невозможно будет каким-то образом смягчить и минимизировать последствия - например, за счёт количественного смягчения, метода, когда центральный банк покупает или берёт в обеспечение нездоровые финансовые активы для впрыска определённого количества денег в экономику, как было применено в США в 2008 году. Этого не получится по той простой причине, что эмиссионный долларовый центр находится в Вашингтоне, а не в Москве. В Москве находится рублёвый эмиссионный центр. Если «руководство» захочет попытаться сделать то же самое, спасти несколько системообразующих секторов путём эмиссии рублей, а не долларов, которые они не могут эмитировать - то тем самым будет вынесен окончательный и бесповоротный приговор рублю, ведь в текущих условиях это приведет к массированному печатанию необеспеченных ничем денег. В результате рубль будет девальвироваться не в 2 или в 3 раза, рубль будет девальвироваться на порядок выше, вполне вероятно, что в 10-20 раз. Поэтому, если Путин и его команда пробудут у власти еще какое-то время, то экономическая и финансовая система России просто, если говорить фигурально, вобьется в бетонную стену скорее раньше, нежели позже.
Рубль имеет смысл инвестировать только в валюту и за эту валюту покупать какие-то активы, которые смогут защищать ваши активы от инфляции. Можно рассматривать и любые другие финансовые инструменты, которые номинированы в валютах развитых стран. Можно покупать недвижимость, в том числе коммерческую, в Европе или США.
С ситуацией на рынке некоммерческой недвижимости, к сожалению, точно так же плохо, как и с ситуацией с коммерческой недвижимостью и со всеми прочими сегментами российской экономики.
Недвижимость подешевела в зависимости от сегмента - от 50 до 75% в долларовом выражении. Могу сказать, что к моему огорчению (я имею квартиры в Москве и Санкт-Петербурге), что за последние 2 года я потерял 60-65% от ее долларовой стоимости. Разумеется, все остальные владельцы недвижимости понесли аналогичные потери.
Что же касается вопроса - что будет дальше, то совершенно очевидно, что дальше недвижимость будет продолжать падать в цене. Так что ничего хорошего рынок недвижимости в России не ожидает.
Поэтому ответ на вопрос: стоит ли продавать сейчас недвижимость и уезжать из страны за границу, или не продавать, опять-таки, относится к разряду personality bet. Так что, хотите ли вы этого или нет, но вы принимаете некое инвестиционное решение, основанное на ваших прогнозах, относительно того, какая судьба ожидает человека по имени Владимир Владимирович Путин.
Поскольку для всех очевидно, что этот человек намерен выйти из Кремля только строго горизонтально, то именно на основе оценок, произойдет ли это событие через месяц, через год или через 20 лет, вам и придется принимать решение по продаже или не продаже вашей собственности. Если вы думаете, что это произойдет нескоро, тогда да, самый лучший выход - это продавать, потому что за это время недвижимость в той же Москве обесценится в разы даже по сравнению с сегодняшними ценами. Лучше продать, спасти хоть какие-то средства и уехать. Если вы верите, что горизонтальное положение Путин займет в ближайшее время, то, возможно, спешить не стоит.
Оправдались ли надежды на импортозамещение, хоть в какой-то степени? Нет, конечно. Они не могли оправдаться. Те люди, которые говорят об импортозамещении, просто не знают, что это такое и что нужно для импортозамещения. Для импортозамещения нужен, прежде всего, капитализм, поэтому оно было в принципе возможно только в экономике предпринимательского капитализма. Где, в данном случае российские, частные компании при слабой национальной валюте имели бы стимул к расширению производства, при условии доступа к международным финансовым капиталам и современным технологиям. В таком случае, они могли бы производить товары и услуги в России, пользуясь этими конкурентными преимуществами, а также низкой стоимостью оплаты труда, низкими издержками, и тем, что называется человеческим капиталом, включая интеллектуальную собственность, которые, несмотря на все, еще не разбазарены.
В России, к сожалению, предпринимательского капитализма нет и вообще какого-либо капитализма нет, даже государственного, по нескольким причинам. Главная из них заключается в том, что Путин все последние 12 лет занимался систематическим уничтожением капитализма и построением бандитского неофеодализма. А вторая причина заключается в том, что само государство российское - Российская Федерация, было, по сути, Путиным разрушено. Ведь согласно конституции, государство базируется на 3-х основных ветвях власти: исполнительной, которую олицетворяет президент; законодательной, которую представляет собой парламент; судебной, которая олицетворяется справедливыми, независимыми и честными судами. Из всех этих 3-х ветвей власти, осталась одна ветвь, исполнительная, которая полностью управляет марионеточным парламентом и марионеточными судами. При этом даже в системе исполнительной власти только один человек решает всё - это Путин, так как и эта ветвь власти, была за годы его правления коррумпирована и растоптана. Поэтому никакого развития бизнеса этой системе, включая пресловутое импортозамещение, не было, нет и быть не может. Так как и ребенку понятно, что предпринимательство возможно только при железобетонной защите частной собственности. А, в свою очередь, частная собственность может быть гарантирована только работающими законами и традициями.
Когда экономика и финансы страны влепятся в железобетонную стену, а это произойдет неизбежно, это вызовет следующую цепочку: начнется остановка средних и крупных предприятий в разных регионах России. В крупных, в средних и малых городах. Особенно серьезно это коснется так называемых моногородов, которых в России порядка 200-300 и в которых проживают миллионы людей. Если в таком городе, как Москва или Санкт-Петербург, потеряв работу, люди могут попытаться найти новую, чтобы прокормить себя и свои семьи, то в моногородах людям деваться совершенно некуда: единственное средство к существованию там - это зарплата работодателя, единственного, так называемого градообразующего предприятия.
Кроме того, ещё есть города, которые официально не являются моногородами, но они имеют все признаки такового. Такие города как Тольятти, где крупнейший работодатель — это «АвтоВАЗ». Такой город как Тверь, где крупный работодатель — это «Тверской вагоностроительный завод». Когда посыплется в экономике, это приведёт не только к социальной напряжённости, но и к социальным взрывам. Социальные взрывы, в свою очередь, приведут к возможному отвалу регионов, причём регионов даже таких, которые сегодня в этом смысле не на слуху, которые могут казаться относительно лояльными на сегодняшний день, но которые в период такой общероссийской смуты, захотят себе жизни как в ОАЭ: спокойно, никого не трогая, экспортируя нефть. Подобные мысли могут придти в голову жителям Татарстана, Башкортостана. Такие настроения в начале 90-х годов там уже были. И жители этих регионов об этом прекрасно помнят. Подобные акты сепаратизма могут вызвать волнения с очень большим количеством жертв. И на сегодняшний день мы не знаем, какова может быть реакция Москвы на подобные явления, мы не можем предсказать, насколько обильно прольётся кровь. В том смысле, будет ли Кремль пытаться железной рукой навести порядок. Мы не знаем, какова будет общероссийская реакция на эти попытки, однако однозначно можно говорить о ситуации, как о катастрофе, возможно даже уровня полномасштабной гражданской войны. Сегодня это еще кажется невероятным, но в 2014 году, я почти со стопроцентной точностью предсказал то, что ожидает страну через два года. Сегодня с такой же определенностью я прогнозирую, что все эти социальные катаклизмы неизбежно нас ожидают, если все останется в рамках той парадигмы, в которой существует наша страна в настоящее время.
Поэтому я ещё раз повторюсь, если Путин и его ОПГ останутся у власти, то в этом случае мои прогнозы, к моему и всеобщему сожалению, сбудутся.