Священные символы в нашей истории
Храмы Каджурахо открыл для человечества молодой британский офицер Бенгальских Инженерных Войск, Т.С. Берт
В селении Каджурахо местные женщины свастиками разрисовывали землю перед своими домами тонкими струями цветного порошка. Мы подошли ближе, чтобы получше рассмотреть рисунки.
- Свасти! («Всего самого доброго») – приветствовали нас и свои творения жительницы Каджурахо. - Намасте! («Поклон тебе») – ответили мы более привычным и не столь ритуальным приветствием, обыкновенным в Индии и Непале.Женщины рисовали сложные узоры переплетающихся свастик, образуя бесконечные цепи.- Это ради плодородного дождя и всего самого благого, – пояснил проводник.
Сколько тысяч лет этому обычаю? В 1907 году на правом берегу р. Десны, в селе Мезин, Кролевецкого уезда Черниговской губернии археологами была раскопана т.н. «Мезинская стоянка» эпохи каменного века. Наши предки жили там примерно 40 тысяч лет назад. Описывая орнамент на скульптурных изображениях птиц, найденных на Мезинской стоянке, археолог В.А. Городцов пишет: «...на задней плоскости брюшка – великолепно разработанный знак свастики». По мнению ученых, свастика явилась результатом стилизации изображения летящей птицы. Какое совпадение! Наш украинский государственный трезуб также является стилизацией летящей птицы – пикирующего сокола Ререга.
Жители Каджурахо |
Однако вернёмся из черниговского Мезина в индийское Каджурахо – вторую по посещаемости достопримечательность после Тадж-Махала. Каджурахо – это небольшое селение, расположенное на берегу озера, называемого Каджурахо-Сагар в округе Чхатапур штата Мадхья-Прадеш в самом сердце Индии.
Восемь тысяч населения проживает в глинобитных домах с черепичными крышами, скученными вокруг названного озера. «Каджур» - это финиковая пальма на местном наречии, которую, правда, мне там увидеть не удалось. Попадались только отдельно растущие деревья мадука, цветы которых используют для приготовления местного вина.
Каджурахо славится по всему миру своей храмовой эротической скульптурой. По правде говоря, каждый раз, когда еду во Львов, получаю заказы от друзей привезти из Львівської Майстерні Шоколаду шоколадные мини-копии эротических скульптур Каджурахо. Обнажённые и занимающиеся сексом фигуры, вырезанные на стенах храмов Каджурахо, вызывают неподдельный интерес. Их ещё называют «Каменная Камасутра».
Шоколад с подобными скульптурами из Каджурахо производит Львівська Майстерня Шоколаду |
Говорят, что феминизм – это до первого достойного мужа; коммунизм - до первого личного капитала; атеизм - до первой тряски в самолете. Так вот половой аскетизм - это до встречи с храмами Каджурахо. За один день нельзя изменить жизнь. За один день можно изменить мысли, которые смогут изменить жизнь.
В своё время великий пуританин викторианских времён Мохандас Карамчанд Ганди посчитал скульптуры Каджурахо глубоко возмутительными и дал своё благословление кучке религиозных вандалов, рвавшихся сколоть со стен храмов это «бесстыдство и позор», оскорбляющие их невежественные представления об индийской культуре. Потребовалось вмешательство великого бенгальского поэта, лауреата Нобелевской премии Рабиндраната Тагора, написавшего Ганди полное смятения письмо, объясняя, что это – национальное сокровище, которое нельзя так бесцеремонно разрушать лишь потому, что кто-то стесняется символов своих предков – символов любви и жизнетворения.
Символы играют заметную роль в жизни индийцев. Выступая как обобщенные конструкции какого-то предмета или явления, символы в «заархивированной» форме содержат в себе все их характеристики. Широко употребляются символы, связанные с различными общественно-историческими установлениями и ориентациями (многорукий слон, танцующий Шива, колесо Сансары и пр.). Что характерно, один и тот же знак у нас в Европе и на Востоке несёт совершенно противоположные идейные нагрузки.
Вот, например, одно из самых замечательных сооружений Дели — мавзолей императора Хумаюна (1565 г.) из династии Великих Моголов. Это исламское архитектурное сооружение часто называют предшественником Тадж-Махала. Над входом в сад, что разбит вокруг гробницы – огромные шестиконечные звёзды. Светло-розовый двухэтажный мавзолей увенчана кажущимся невесомым беломраморным куполом, под ним опять внушительные шестиконечные звезды.
Над входом в сад, что разбит вокруг мавзолея императора Хумаюна (Дели) – огромные шестиконечные звёзды |
И если для нас это – «звезда Давида», то для индийцев это – соединённые мужское (треугольник вершиной вверх) и женское (треугольник вершиной вниз) начала. Опять любовь, опять секс, опять жизнетворение, причём, прямо на усыпальнице «Дома тимуридов».
Светло-розовый двухэтажный мавзолей увенчан кажущимся невесомым беломраморным куполом, под ним внушительные шестиконечные звезды |
В Непале нас уверяли, что шестиконечная звезда – это «звезда богини Кали» и знать слышать ничего не хотели ни про какого иудейского царя Давида.
Свастику в Непале, Бутане, Японии и Индии мне приходилось видеть практически везде: на дверях домов и загонов для скота, на одежде и домашней утвари, на книгах и украшениях.
Паланкин храма богини Кали (Непал) |
В Каджурахо свастику можно увидеть рядом с изображением многорукого, слоноголового Ганеши – бога мудрости, успеха и семейного благополучия. Там же она ассоциируется с ведическим богом-созидателем Вишну, с вечным движением и развитием, с бесконечным вращением и перерождением. Таково примерное содержание свастики у миллиарда двухсот индуистов, ещё одного миллиарда буддистов и 10 миллионов джайнистов и 22 миллионов сикхов. Не вдаваясь в дальнейшие исчисления, думаю, что не ошибусь, если заявлю, что свастику на планете считает позитивным символом гораздо большее количество людей, нежели тех, кто мнит её негативным знаком.
Ганеши – бог мудрости, успеха и семейного благополучия |
Помнится, в детстве мы часто рисовали свастику, называя её «фашистским крестом». Но и сегодня, наши дети, ничего не зная о свастике, часто её рисуют: она как будто бы сама появляется из-под руки маленького рисовальщика, никогда не видевшего её раньше.
Запрещая детям рисовать свастику, мы исполняем завет нашего земляка – полтавчанина А.В. Луначарского. Если кто не знал, впервые свастику запретили ещё в ноябре 1922 года. В газете «Известия» было опубликовано «Предупреждение» народного комиссара просвещения Луначарского: «На многих украшениях и плакатах в дни последнего празднества, как и вообще на разного рода изданиях и так далее, по недоразумению беспрестанно употребляется орнамент, который называется свастикой... Так как свастика... в последнее время приобретает характер символического знака всего фашистского реакционного движения, то художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом». Так просуществовавший несколько тысячелетий религиозный знак стал с подачи большевиков восприниматься как символ варварства и насилия, массового уничтожения «неполноценных» народов.
У входа в храм Каджурахо довелось удивить проводника сообщением, что у нас свастика запрещена. Он сначала не поверил. Тогда пришлось пояснить, что это связано с последней войной против нацистов, когда Адольф Гитлер унизил древний символ всех народов, взяв свастику на свое знамя. В результате в сознании наших ветеранов, а также детей войны – моих родителей, и внуков войны – моего поколения - свастика стала восприниматься как символ нацизма, символ оккупации нашей страны и порабощения украинского народа.
Вот почему украинские депутаты, министры правительства, высшие чины администрации Президента, игравшие в детстве в «войну с фашистами», не имея представления о происхождении древней символики, уже при одном взгляде на свастику испытывают желание поквитаться с гитлеровцами…
Индус прервал меня жестом. И сказал, что-то вроде, «мне жаль вас» или «вы ещё поймете (пожалеете) об этом. Из опыта прошлого проистекает мудрость. Из отрицания прошлого - только глупость».
А ведь его правда! Посмотрите, какой глупостью занимаются иные политики, борясь с русским языком. Некоторые из них думают, что они активно живут. На самом деле, они лишь неутомимо суетятся. Уважаемые депутаты, нельзя бороться с причиной и следствием одновременно. Потому что усилие, потраченное на следствие, всегда украдено у борьбы с причиной.
Обратимся к мудрости пращуров. Наши предки-славяне называли левую свастику – «Коловрат». Она означала прирастание светлого времени суток, то есть возвращение солнца – дарующего свет, побеждающего тьму и холод, оплодотворяющего землю. Всё, как у индийских ворожей из Каджурахо.
Для полноты картины стоит заметить, что правой свастикой-«посолонь» наши предки обозначали убыль солнца.
Таким образом, до запрета большевистского комиссара Луначарского, коловрат имел значение символа света, побеждающего тьму и зло. Коловрат был также защищающим и оберегающий символ национального орнамента населения нашей страны, начиная с обитателей палеолитической стоянки Мезин, через землепашцев Триполья – к древнерусским стягам и оружию.
И вот с XX века наша земля потеряла своё исконное название – Русь и свой главный метафизический оберег – Коловрат. Большевики сделали символом Советской Украины пятиконечную, т.н. «звезду Соломона» («могиншлемо» по-древнееврейски). Этот знак – один из главных символов иудаизма и масонства. Пентаграмма также символизирует дьявола, Люцифера, Бафомета, антихриста. То есть, на уровне символов, мою страну победили, безвозвратно (?) отняв у неё знак света и подменив его пентаграммой «князя тьмы».
Русь, переназванная Украиной за 76 лет испытала под красной пятиконечной звездой такие муки, которых не было до того в истории человечества. Тем не менее, пятиконечная звезда «князя тьмы» продолжает, как ни в чем не бывало, украшать погоны наших силовиков – не раздражая ни «державно-мыслящих», ни даже «національно-свідомих». Эти люди хотят подтверждения своих предрассудков, а не понимать реальное положение вещей. Их степень эмоциональной реакции обратно пропорциональна знанию фактов - чем меньше они знают, тем более бурно реагируют.
Бомбардировщики с пятиконечной звездой сожгли в ядерном пламени Хиросиму и Нагасаки. Уже на памяти нашего поколения самолёты с пятиконечной звездой разбомбили сербский Белград и иракский Багдад – заживо сгорели сотни тысяч мирных граждан…Однако никто – ни коммунисты, ни демократы – не считает нужным запретить такой символ, как пятиконечная звезда, которая, ещё раз напомню, является также символом сатаны.
Может быть, наша страна подвергается бедам и страданиям, потому что, несмотря на трезуб в гербе, всё ещё живёт под этим знаком? Разве не пора уже вернуть себе наши имена и символы, а отвергнуть чужие, навязанные извне?
Обратите внимание на трезуб в руке ведического божества Каджурахо |
Неспроста же граждане т.н. «азиатских тигров» изображают свастику на одежде, на домах, на бухгалтерских книгах и т.д. Они свято верят в мощное защитное действие свастики против всякого вредоносного воздействия.
Индийские ведические символы, особенно эротические сцены храмов Каджурахо, которые при первом знакомстве с ними шокируют, нужно воспринимать с точки зрения древней индийской мифологии. По своей природе женщина воплощает божественную силу творения. Есть мнение, что все женщины делятся на два типа: женщины, которые живут с мужчинами, и женщины, которые живут с собственным мнением. Так вот храмы Каджурахо посвящены женщинам, которые живут с мужчинами, а чувственная любовь, выраженная в слиянии мужчины и женщины, представляет собой акт творения и как духовное совершенствование возвышает человека, приближает его к Абсолютной Истине, к небесам. Это нормально, когда чувства мешают нам мыслить, гораздо хуже, когда тёмные мысли мешают нам чувствовать в себе свет.