К лодке прибило плот, на котором прежде был прикреплён труп, укушенного змеёй человека. Вероятно, стянут крокодилом. |
Также не сжигают детей до 5 лет. Их трупики погружают в реку и отправляют в плавание вниз до первого крокодила. Считается, что сердца у детей ещё чисты и очистительный огонь им не нужен. Также в реку сплавляют трупы беременных женщин. По той же причине – она носит в себе чистое сердце, и не нуждается в очистительном огне.
Дети полощут саван в Ганге |
А ещё, не сжигая, бросают в Ганг умерших бродячих индуистских монахов-отшельников «санньяси». Эти нищеброды живут подаянием, беспрерывно пребывая в духовной работе. Санньясины не общаются с женщинами и уже ходят в погребальных шафрановых (оранжевых) одеяниях. Санньясинами, как правило, становятся женатые мужчины, у которых есть дети. Считается, что эти страстотерпцы уже очищены страданиями.
Нага-бабы — это живущие обнажёнными отшельниками с бородами и большими дредлоками. |
На Земле около миллиарда человек исповедуют индуизм. Для каждого из них – предел мечтаний оказаться в Варанаси в свой смертный час. Индуисты верят, что если тебя кремируют в Варанаси и сбросят пепел в Ганг, то на этом прекратится твоя личная цепь перерождений и душа сольётся с сиянием Высшего Разума.
Гостиница на Маникарника-гат. Присмотритесь: Free Wi-Fi |
Но очутиться в «Великом месте кремации» могут позволить себе лишь немногие из миллиарда индуистов, умирающих по всему миру. Дело в том, что покойник-индуист должен быть погребён в первые сутки после смерти. В Варанаси нам приходилось видеть, как, индусы подстраиваются под обычай: привозят в город тяжело больных и безнадёжно старых, а потом неделями, а то и месяцами, под открытым небом, ждут пока они помрут. Это как если бы все, кто, хоть раз в жизни, произнёс: «Увидеть Париж и умереть» ‑ действительно съехались бы умирать на берегу Сены.
Купания на городской набережной Варанаси |
На раскалённых солнцем ступенях, ведущих к Гангу, мужчины, согласно традиции, обривают головы перед тем, как предать огню своих умерших близких. |
«Мы не можем сказать, что вода грязная – говорят индусы ‑ ведь Ганга это священная наша мать. Но все стоки из города действительно спускаются сюда» |
Брахманы Каши тысячи лет пляшут и поют – весело живут |
Обстановка на берегу Ганга весьма непринуждённая: кому-то бреют голову, кто-то намыливается и моется, с криками сигают в воду ребятишки. Тут же на ступенях бродячие йогины сделали мне расслабляющий массаж за мзду невеликую.
Массаж на Маникарника-гат |
Бродят священные коровы, женщины собирают священный коровий навоз и сушат кизяки, прилепляя лепёшки на священные стены.
Отдыхающая в тени бурёнка отпущена на подножный корм хозяином ‑ паломник всегда разделит свою пищу со священной коровой, которую вечером останется только подоить |
Здесь медитируют, обучаются земным истинам и потусторонним наукам, обручаются и умирают |
Вся дневная и ночная жизнь тут происходит на Маникарника-гат, которую ещё называют «Горящая набережная», простираемая вдоль Ганга на расстояние, как Днепровская набережная вдоль Днепра: от Почтовой площади до моста Патона. Только, по-индусски река Ганга женского рода, а не мужского, как у нас Днепр. А гат ‑ это широкие каменные ступени, спускающиеся к Гангу. Тысячи людей одновременно заходят в реку и моются. Индусы уверяют, что воды Ганги в этом месте смывают грехи с любого человека, кем бы он ни был, хоть Адольфом Гитлером.
Вдоль по Набережной |
Каждый день в воды Ганга сбрасывают прах сгоревших и менее пропечённых человеческих останков. Вода переполнена мусором кремации и гниющих цветочных гирлянд. Вместе с тем, эпидемии и массовых инфекционных заболеваний в Варанаси не наблюдается. Это одно из чудес. Ранее мне казалось, что воды реки богаты серебром, вот гнилостные организмы и не выживают. Оказалось куда проще – не серебром, а серой.
Молчаливые служители похоронного обряда ‑ домы, неприкасаемые, самая низшая каста в индийской иерархии, которой воспрещено жить по соседству с другими |
А ещё мне думалось, что в Варанаси везде смрад погребальных костров. На самом деле это не так. Кремации совершают преимущественно в вечернее время, а днём только кое-где поддерживаются вечные костры. Дело в том, что пламя в погребальных кострах нельзя зажигать с помощью спичек или зажигалки ‑ только от другого костра или от углей. Эта тысячелетняя традиция. Во время затяжных дождей тлеющие угли переносят под навесы, а потом вновь зажигают от них кривые дрова, хранимых тут же в огромных поленницах. Уж не отсюда ли к нам через зороастризм пришло понятие «Вечного огня»? (Поговорим об этом как-нибудь в следующий раз).
Возжечь погребальный костер можно лишь из священного огнища, по преданию данного богом Вишну. Местные жители уверяют, что пламя не угасало здесь последние десять тысяч лет |
Дрова для погребальных костров продают прямо с лодок. Вязанка обычных пальмовых дров стоит около $50, сандала ‑ до $200. |
Хворост для погребальных костров добывают на левом берегу Ганга. Это удел отважных людей, потому что в валежнике много змей и крокодилов. Хуже того, все благодати правого берега реки на левый берег не распространяются – умерший там так и остаётся в цепи вечных перерождений |
Около двухсот индусов сгорают в прах каждую ночь на этих ступенях, погружающихся в чёрную воду священной реки |
На ритуальную кремацию умершего в среднем требуется около 70 кг дров, которые будут гореть всю ночь до рассвета. Для VIP-ов ‑ 400 кг дров и палить будут 2,5 дня. «Бюджетных» покойников сжигают на хворосте, богатеев испепеляют на дровах благовонного сандалового дерева. Дорогого человека тут похоронят по самому высокому разряду за $2500, а «бедного родственника» отнесут электрический крематорий за $4.
‑ Даже умыться в Каши (настоящее название Варанаси – К.С.) считается в Индии огромной удачей – уверяет нас проводник, ‑ самым большим счастьем для человека!
‑ Вы приехали сюда за тысячи километров из Украины, омойте хотя бы руки! – настаивал индус.
На ощупь вода была тёплая, как слюни. Плотная, склизкая. В метрах тридцати от лодки плавал лицом вверх черноволосый мальчик. Это был самый спокойный ребёнок в мире. Мёртвый ребёнок. Давно мёртвый.
Достал антисептические салфетки и принялся ожесточённо вытирать липкие пальцы. Проводник в это время неистово умывался с фырканьем и прихлёбыванием.
Молодые жители города Каши – пользователи городского чата |
Вот представьте себе, каждый день в Варанаси приезжает более 80 тысяч паломников, заметная часть из которых растворяется пеплом в реке. Современное название свое Варанаси получил от англичан по своему месторасположению ‑ находится между двумя притоками Ганга (Варан и Аси). Уже пять тысяч лет назад город был центром торговли. Он и по сей день известен своим шелками, благовониями, а также украшениями из местного изумруда.
По преданиям Каши основал сам бог-разрушитель Шива. Храмов, посвящённых Шиве и Вишну в городе более полутора тысяч. В шести километрах от Варанаси находятся руины древнего монастыря, где Будда впервые рассказал людям суть своего учения.
При исламском правлении множество храмов было уничтожено, но англичане самых нетерпимых мусульман отправили к Аллаху, чем поспособствовали новому расцвету древней религии.
Когда на гаты опускается темнота, брахманы выходят на берег с ночной молитвой, вознесённой священному Гангу |
Но в Каши мы видели не только индуистские храмы, здесь много джайнистских, буддийских пагод, исламских мечетей и есть даже католические соборы. И вы не поверите, когда узнаете, что их всех объединяет. Знак Солнца. Свастика!
Свастика на Маникарника-гат Варанаси (Индия) |
«Фашистский крест», как мы говорили в детстве, в Индии ‑ символ жизни, света, щедрости и изобилия. В Непале, гималайском королевстве Ло, Бутане, Таиланде, Японии и Афганистане мне доводилось встречать свастику, высеченную на скалах, божествах. Мы также видели дома и автомобили украшенные свастикой.
Свастика на витрине ювелирного магазина в Катманду (Непал) |
Свастика на кирпиче монастыря Тацанг (Бутан) |
В Мексике и Гватемале мне приходилось встречать свастику в орнаментах индейцев майя.
Свастика использовалась в Шумере, Египте, Древней Греции, на Крите и в Трое. На территории современного Израиля изображения свастики присутствуют в мозаиках древних синагог. До конца Средневековья свастика была одной из эмблем Христа.
Зайдите в православный храм Святой Софии в Киеве. Храм заложен в 1037 году. В Софийском соборе свастика венчает Святительский чин. Не верите? Посмотрите вверх на мозаику правой части алтаря и фрагмент центральной части.
Свастика – это очень, если не самый древний абстрактный символ. В середине XIX века найдены памятники верхнего палеолита на территории нашей страны ‑ по берегам Днестра, Днепра, в Крыму. Например, близ села Борщево около Новгород-Северского. А знаете, чем особенно примечательно это время, называемое археологами «верхний палеолит», т.е. 40 тысяч лет назад? Именно в этот период появилось искусство: музыка, танцы, песни, скульптура, живопись и… свастика.
Свастика на Государственном музее искусств в Копенгагене (Дания) |
Издревле славяне, а позже украинские крестьянки вплоть до начала ХХ века, вышивали свастику на своих рушниках и на праздничной одежде. Как видим, для Украины свастика – знак более исконный, нежели даже трезуб – дитя века металла. Запретить свастику у нас – это ещё хуже, чем запретить борщ!
Адольф Гитлер, чтобы вы знали, ни у кого свастику не крал. Имя бога Солнца древних пруссов Свайкстикса (Svaixtix), т.е. для немцев этот символ такой же родной и архидревний, как и для нас.
И вот, встречая свастику в разных уголках земного шара, думается мне, что Гитлера нам удалось победить в материальном мире. А вот в мире идей у фюрера значительно больше побед. Одна из них ‑ ему удалось коренным образом изменить восприятие людей к, казалось бы, вечным и самым родным символам.