Фарион на бенгальском тигре
- Смотрите, там тигр кого-то жрёт! Этот крик на дороге в джунглях Ратхамбора мгновенно всё изменил вокруг. Кто-то попытался тут же на мотороллере тук-тук удрать подальше. Кто-то, напротив, встал и запрудил своим грузовиком и без того узкую лесную дорогу. Индийцы сначала забирались на безопасные борта, но потом, тут же, оттуда пытались непременно рассмотреть в переплетении ветвей (в 50 метрах от нас) схоронившегося «суперхищника» здешних мест.
В грузовик на дороге в джунглях с дерева может запрыгнуть как обезьяна, так и тигр |
Нужно обладать выдающейся отвагой, непревзойдённой ловкостью, немереной силой и недюжинным умом, чтобы с холодным оружием одолеть тигра. Вот почему победители больших кошек становились в стародавние времена предводителями остальных людей. Вспомните, как Геракл, прибивший дубиной, по всей видимости, одного из последних львов Эллады, носил потом его шкуру, как знак высшей доблести. Африканские короли и их жёны также рядятся в шкуры леопардов. Вожди майя и ацтеков носили шкуры ягуаров, по-испански tigre americano. А «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, значит, победил закавказского тигра, ныне вымершего. Эти тигры заставили себя уважать! Как известно, в исламе существует запрет на изображение живых существ, однако, именно для закавказских тигров было сделано исключение, и образ этого тигра встречается на коврах и тканях, а также на фасадах мечетей и медресе.
А всё потому, что шкура или голова/зубы/когти суперхищника – это всегда знак победителя, вождя. В Европе, где последних львов истребили ещё в античные времена, по сей день «сильные мира сего» стараются иметь его изображение в своей геральдике. Возьмём, даже наш город Львов, например. Первый и последний русский король Даниил Галицкий назвал этот город в честь своего сына по имени Лев. И символом Львова является лев, хотя «цари зверей» в Карпатах не водились с каменного века.
Настоящая и потешная кавалерия на улицах «Розового города» Джайпура штата Раджистхан |
В Индии всегда вспоминал, что во Львове есть микрорайон под названием «Индия». Если не ошибаюсь, населён он цыганами. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вот у Республики Индия в гербе тоже львы. Их четыре на круглом навершии колонны. Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Помните, как в к/ф «ДМБ»: - Видишь суслика? - Нет! - Вот и я не вижу, а он есть.
Герб символизирует индийскую нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников». Буддийский император Ашока установил колонну с каменными львами в Сарнатхе, чтобы отметить место, где мирный вегетарианец Будда Гаутама начал проповедовать своё учение.Казалось бы, ну, почему в гербе Индии львы опять? Ведь эта страна славится именно своими тиграми! И при встрече льва и тигра победа без вариантов будет за тигром. Тут мне могут возразить, что львы водятся в Африке, а тигры в Индии, так, что в природе они не встречаются, ну, разве что в цирке.А вот и нет! Потомки того немейского льва, которого прикончил Геракл, живут сейчас в Гирском заповеднике в индийском штате Гуджарат. Немного, всего три сотни, но т.н. азиатские львы в Индии есть и с тиграми они встречаются, т.к. «шерханы» бродят вообще, где захотят и в день 100 км преодолевают. Так что, добраться до леса Сасан-Гир (шт.Гуджарат) из леса Ратхамбор (шт.Раджастхан) – это для тигра, как для нас как в Киеве от Бессарабки до Арки Дружбы народов прошагать.
Грузовой слон в общем транспортном потоке на улицах города – обычное дело в штате Раджастхан |
Штат Раджастхан находится между исламским Пакистаном и индусскими штатами. В состав Индии он вошёл только в 1949 г. А в 1902 г. махараджа Раджстхана Мадо Сингх II (1880–1922) на манер своих тигров предпринял большой туристический вояж в Европу. Конечной точкой путешествия стала церемония коронации английского короля Эдварда VII (правил в 1901–1910). Поехал махараджа, как положено, с многочисленной свитой. За ним везли необходимости, каковых категорически нельзя обойтись в Европе: опять-таки тигры, короба с кобрами, слоны, верблюды и голые рабы с опахалами. Делегация Мадо Сингха II так впечатлила европейцев, что до сих пор большая часть наших представлений об Индии – это, на самом деле, представления о Раджастхане.
Короля Эдварда VII называли «дядей Европы», потому что он приходился дядей многим европейским монархам, втч русскому императору Николаю II, с которым махараджа Мадо Сингх II познакомился на коронации английского короля и хранил портреты Николая Александровича и Александры Фёдоровны Романовых у себя во дворце |
Заклинатель змей – обычное явление на улочках форта Джайгарх штата Раджистхан |
Даже всех индусов мы себе представляем в виде сикхов ведь знаменитые индийские тюрбаны носят только сикхи, которых вообще-то всего 2% от населения Индии. Основатель их культуры гуру Нанак, действительно, был индусом и родился в XV веке. Он слил воедино принципы индуизма и ислама. Первые пять сикхских гуру были поэтами. Их стихи, собранные воедино образовали священную книгу сикхов – Гуру Грантх Сахиб. Именно по этой книге в 1984 г. проехался танк во время карательной операции против сикхов, возжелавших опять жить в независимом Калистане. После чего Индира Ганди была убита собственными телохранителями, которые были сикхами.
Несмотря на то, что имеющие прочные военные традиции, сикхи составляют компетентную элиту индийской армии, согласитесь, нелогично было со стороны Индиры, оставлять телохранителями сикхов после того, как танками была раздавлена их попытка вернуть независимость. Это как если бы Борис Ельцин в середине 90-х обзавёлся охраной из чеченских боевиков. Но, как известно, железная мужская логика для женщин – это просто металлолом.
Бродячий индуистский монах-отшельник санньяси живёт подаянием, беспрерывно пребывая в духовной работе. Санньясины не общаются с женщинами и ходят в шафрановых (оранжевых) одеждах. Санньясинами, как правило, становятся женатые мужчины, у которых есть дети |
Воинственности сикхов положила начало казнь мусульманами гуру Тег Бахадура. Его сын Гобинд собрал всех преданных вере мужчин и женщин. Собравшиеся мужчины взяли себе тогда фамилию Сингх, что означает «лев». Женщины взяли себе фамилию Каур – «львица». Истинно правоверные сикхи тогда же договорились носить тюрбан и короткие удобные штаны, не стричься, не бриться, в пучке волос должен быть гребень, на правой руке – стальной браслет, а в одежде должен быть спрятан кинжал.
Верблюжья кавалерия на улицах «Розового города» Джайпура штата Раджистхан |
Начальник нашего поезда носил золотистый бэйдж с фамилией Сингх, но тюрбана и коротких штанов на нём мы не видывали, волосы были коротко стрижены, лицо чисто выбрито. Кинжала также не заметили. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх носит тюрбан и бороду, а вот что касается всего остального – не примечали.
А самый вонючий человек в мире Кайлаш Сингх и вовсе вернулся в лоно индуизма и покланяется богу Шиве. В городе Варанаси, близ которого живёт Кайлаш, все поклоняются богу-разрушителю. Заметим, что непальскую гору, на которой живёт Шива, называют Кайлаш. И вот тёзка горы Кайлаш Сингх отказался мыться и уже не принимает душ в течение последних 39 лет. Кроме того, что 67-летний Сингх не моет свое тело, он также не моет и не стрижёт с 1974-го года свои волосы, длина которых уже почти два метра.На всю Индию прославлен эколог Аджан Сингх – защитник тигров. Индийские крестьяне предпочитают отыскивать и убивать тигров-людоедов. В Индии живёт миллиард двести с лишним миллионов человек конечно, места обитания тигров сжимаются как шагреневая кожа под натиском сельхозугодий.
Аджан Сингх настоятельно рекомендует во время передвижения по тигриным территориям надевать на затылок белую глиняную маску. В этой маске человек как бы постоянно повернут лицом в сторону возможного нападения; тигр атаковать под пристальным взглядом не любит. Ещё в тигриных владениях расставлены манекены в ношеной крестьянской одежде. Хищник, посягнувший на чучело, получает болезненный электроудар. Такой урок не скоро забывается. Тигры поддаются электродрессировке, но, всё равно, растерзанные «подсадные» время от времени требуют замены.
За убитого тигром быка крестьянин получает от государства 2000 рупий (примерно 320 гривен). За убитого на территории заповедника тигра взимается штраф в 5000 рупий (800 гривен). Кроме того, браконьер получает полгода тюремного заключения. Если же тигр убьёт человека 5000 рупий получает семья погибшего, а тигра отстреливают.
Если человек после нападения тигра выжил, то его лечат за государственный счёт, но денежная компенсация при этом не выплачивается |
Но не всё так просто. Получив приказ на выбраковку тигра-людоеда, егеря дают телеграмму заграничному клиенту и ждут его порой по многу дней. Иногда индийские охотники получают аж по $10 000 за то, что подводят тигра под выстрел богатому зверобою. Пока белый охотник не приедет, кошка-убийца разгуливает сама по себе близ крестьянских хижин. Знаменитая тигрица из Чампавата убила 436 человек, прежде чем её прикончил полковник Джим Корбетт, легендарный охотник на полосатых людоедов.
Так что, это хорошо из европейского академического кабинета бить тревогу: тигры исчезают, вид в опасности! Однако совсем иное – увидеть тигра 50-ти метрах от себя, взобраться на кузов грузовика, который едет совсем в другую сторону, и думать: «а как же мне теперь преодолеть оставшиеся 4 км до форта Рантхамбор?!»
Тигров, которые водятся в Индии, называют «бенгальскими», как бенгальские огни. Бенгалия – это северо-восточная часть Индии, где жрецы богини Кали изобрели бенгальские свечи, английские натуралисты описали тамошнего тигра и даже воды, омывающие тот берег, географы назвали Бенгальским заливом. Столица Бенгалии называется Калькутта – это слово переводится как «шаги Кали». Калькутта была долгое время столицей колониальной Индии, вплоть до XX века.
В 1947 г. Индия обрела независимость. Тут надо обратить внимание на то, что такого государства «Индия» не было до британской колонизации субконтинента. Множество больших и малых княжеств мусульман, сикхов, джайнистов, буддистов, индуистов постоянно воевали друг против друга, и только британская корона оказалась в состоянии объединить их в одну нацию.
По улицам средневекового города Джайпура штата Раджистхан приходилось передвигаться даже на грузовом велосипеде времён британского владычества |
Когда англичане уходили, они постарались наиболее антагонистичные индийские регионы разделить государственными границами. Так была образована Республика Индия с индуистами, сикхами и буддистами, а также Исламская Республика Пакистан с мусульманами. Кстати говоря, «мирные» индуисты были чрезвычайно раздосадованы обстоятельством, что мусульман огораживают в отдельное государство и ножами по горлу резали оставшихся в Индии правоверных. Именно за то, что самозабвенно защищал мусульман, был застрелен индусом «отец нации» Махатма Ганди. Что не остановило, разумеется, англичан выделить мусульманскую общину пенджабцев (П), афганцев (А), кашмирцев (К), индцев (И) и белуджистанцев (Стан) в независимое государство Пакистан, который состоял из собственно Пакистана на Западе и Восточного Пакистана, представляющего исламскую часть Бенгалии.
Но проклятые империалисты просчитались, прекраснодушно полагая, что Западный Пакистан и Восточный Пакистан, не найдут из-за чего поссорится! Да, разумеется, все они были братья-мусульмане, но в Западном Пакистане преобладал язык урду, а в Восточном бенгальский. Несмотря на это обстоятельство, в 1948 году правительство «западенцев» объявило урду единственным государственным языком на всей территории Пакистана. Это решение Исламабада вызвало недовольство населения Восточного Пакистана. В ходе противостояния «западенскому» урду – в 1956 г. бенгальский язык получил статус государственного. Движение за право вести дела не на «западенском» урду, а на родном бенгальском привело к росту сепаратистского самосознания населения исламской Бенгалии. Пакистанские «западенцы» же люто ненавидели собачью бенгальскую «мову» и даже ввели войска в Восточный Пакистан, которые расстреливали всех, кто говорил по-бенгальски.
Помните, если вы ненавидите - вас уже победили! После кровопролитной войны с западными пакистанцами в 1971 г., восточные пакистанцы отделились в самостоятельное государство Бангладеш со столицей в городе Донецк - извините за оговорку – в городе Дакка. Вот почему 21 февраля (день начала движения за право бенгальского языка на статус государственного) отмечается как Международный день родного языка. Этот день по решению UNESCO, в память о событиях в Дакке символизирует права национальных меньшинств на признание своего языка.
Так что, зажигая бенгальские свечи, помните о судьбе Пакистана, которого языковая проблема разорвала пополам, как разрывает бенгальский тигр зазевавшегося козла. Дзен-буддийская мудрость гласит: «можно запрыгнуть на тигра, но нельзя безнаказанно с него соскочить».