Саддам Хусейн не послушал украинца и проиграл
«У кого правда, тот и сильней!» ‑ сказал главный герой к/ф «Брат 2». Всё верно. Но вот прошло ровно 10 лет с начала военной операции Пентагона «Иракская свобода». Победили американцы. Они оказались сильней. Значит, правда была у них?
«Я не вижу различий между вторжением в Ирак и вторжением в Польшу Гитлера в 1939 году. Буш воспользовался террористическими актами, совершенными в США 11-го сентября 2001 года, точно так же в своих целях, как и, в свое время, Гитлер ‑ пожаром в рейхстаге». Это слова бывшего инспектор ООН по вооружениям Скотта Риттера.
Мне по ночам снится это фото из иракского приюта. Родителей маленького иракца убили, он нарисовал свою маму и спит с ней в обнимку. Хочу, чтобы это фото было перед глазами у всех «национально сознательных» и «педагогического руководства Украины».
Мы с Егором Бенкендорфом в марте 2003-го были в Ираке. Там же полёг наш коллега Тарас Процюк… Очень не люблю писать про войну о которой знаю не понаслышке. Ни про Афганскую, ни про Иракскую. Но, наверное, надо это делать, чтоб мы учились на чужих ошибках.
Ирак. На съёмках в Багдаде в марте 2003-го |
Американская администрация долгое время подозревала Украину в передаче своей военной техники Саддаму Хусейну в нарушение международных санкций. В 2004-м США признали, что не нашли в Ираке никаких следов радиолокационных комплексов «Кольчуга» украинского производства. «Мы не обнаружили комплексов «Кольчуга» в Ираке, и их передачи могло не быть», ‑ заявил, выступая на слушаниях в конгрессе, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Стивен Пайфер.
В Ираке не обнаружили также ни производства оружия массового поражения, никаких доказательств сотрудничества Ирака с Аль-Каидой, никаких доказательств готовящегося нападения Ирака на США. Более того, режим Саддама Хусейна в своё время в Ираке был установлен администрацией США.
Багдад. Апрель 2003-го, журналисты пытаются выяснить у представителя СБ ООН не нашли ли заявленное «оружие массового поражения»? |
Политика – это искусство создавать и расторгать союзы. В какой-то момент Саддама Хуссейна подвело политическое чутьё. Скорее всего, из-за слишком длительного пребывания у власти. Политические лидеры, избыточно долго руководящие нацией, всегда теряют чувство реальности.
По мнению экспертов, армия США напала на Ирак ради грабежа. Все остальные разговоры про угрозу миру и убиенных детишек – не более чем разговоры в пользу бедных. Посудите сами: иракское нефтяное сокровище – несколько триллионов долларов – по результату войны оказалось в руках США. Разведанные залежи высочайшего качества нефти-сырца в Ираке, по данным ОПЕК, составляют 112,5 миллиардов баррелей.
Компания, возглавлявшаяся с 1995 по 2000 год вице-президентом США Ричардом Чейни ежегодно выплачивает ему 1 миллион долларов, эксплуатирует иракские нефтяные месторождения и распоряжается всеми добываемыми там углеводами. Так что заявления, что «иракская нефть принадлежит народу Ирака» оказались пустейшими фразами.
«Вся сила в правде, брат» ‑ говорил Данила Багров. Американцы в иракской войне оказались сильней. Правда была на их стороне. Какая же это была правда? Ведь «правды», как известно, бывают разные. Западные украинцы, бывшие подданные австро-венгерской империи встречали войска бывшего подданного той же империи Адольфа Гитлера с хлебом солью. Такова была их правда. Советские солдаты воссоединяли всю территорию Украины в одно единое целое, включая Крым. Такова была их правда. Чья правда правдивей? Того, кто победил.
Багдад. Снимок «на память» у эвакуированного украинского посольства |
После запуска СССР первого космического спутника Земли, а потом и первого космонавта, лидеры США высказались в том духе, что это достижение СССР, прежде всего, ‑ победа советской учительницы.
В Советский Союз устремились делегации американских педагогов, которые изучали, как работают советские школы, что и как преподают советским школьникам. Следствием изучения советской системы образования и воспитания в США стали действия, направленные на развитие американской системы образования. Триумф США в Ираке – это не что иное, как долгосрочное последствие этих мер.
Наверное, вы согласитесь со мной, что победа нашей Родины над гитлеровской Германией – это тоже победа всё той же самой советской учительницы. Советские солдаты-победители были воспитаны по системе, изначально разработанной нашим земляком Антоном Семёновичем Макаренко. Решение ЮНЕСКО от 1988 года не оставляет в том сомнений.
ЮНЕСКО назвало всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это ‑ Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и уроженец Харьковской губернии Антон Макаренко. «Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности?» ‑ задался вопросом Антон Семёнович. Этим же вопросом не мешало бы озадачиться и Саддаму Хусейну.
Наш земляк продолжил, начатое ещё Максимом Горьким формулирование «настоящего советского человека»: опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.
Макаренко стал одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром воспитания».
В Советском Союзе образ того, кто является «настоящим человеком», идеальным советским гражданином – был разработан предельно чётко и детально. Именно, исходя из сформулированного «облика строителя коммунизма», делался «заказ» в детские дошкольные учреждения, средние школы и высшие учебные заведения: Советскому Союзу нужны граждане с таким то-то уровнем знаний, с такими-то физическими данными, с такими-то духовными убеждениями.
СССР проиграл лишь тогда, когда формула «идеального гражданина» была подвержена коррозии и девальвации. «Комиссары в пыльных шлемах» перестали быть идеалами для советских людей. А кто их одолел? Победителями оказались герои американской идеологической машины. Именно чётко сформулированный в США «идеальный американский гражданин» побеждает сейчас на полях сражений. «Крепкий орешек» даёт прикурить и в Ираке, и в Афганистане, и в Сербии.
Да, конечно же, армия США применяла в Ираке против мирного населения снаряды с обеднённым ураном, запрещённые ООН кассетные, игольчатые, вакуумные бомбы, химическое оружие. Но не из-за этого несла потери иракская армия, превосходящая, кстати говоря, по численности американскую.
Багдад. Мечеть, наш оператор Егор Бенкендорф снимает, как иракцы молятся о спасении от несомой на американских штыках «Иракской свободы» |
Ставленник США Саддам Хусейн не воспитал «настоящего иракца». Он и не смог бы этого сделать, таково моё впечатление от личного знакомства с председателем Совета революционного командования Ирака. В его армии царил хаос из-за множества параллельных структур, не подчинявшихся друг другу: армейцы, гвардейцы, охранники, спецназовцы и т.д.
Всё их напыщенное командование либо бежало, либо сдалось противнику. Большая часть личного состава дезертировала при приближении американцев. Тысячи сдались без боя. С численным превосходством в полтора раза иракская армия за три недели была полностью разгромлена, понеся потери порядка 6500 человек. Для сравнения, потери американцев составили 183 человека…
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» ‑ писал Макаренко.
По моему оценочному суждению, когда в 60-х годах в Советском Союзе изменили макаренскую концепцию «настоящего советского человека» (вместо умения убеждать, стали преподавать умение считать) – тогда заложили основы поражения СССР в Холодной войне.
Что характерно, по этой же ущербной системе продолжают преподавать и воспитывать в украинских школах и в наши дни. Украинские дети годами изучают тангенсы-котангенсы-синусы-косинусы, но ни часа не учатся противостоять чужому ментальному воздействию.
Нашей государственности более двадцати лет. Всё, что мы предъявили миру за это время – это три «К». Коррупция, кумовство, клановость. Убеждён, что это проигрыш, прежде всего, нашей преподавательской системы. Украинская учительница проигрывает американской, японской, немецкой и ещё многим другим.
Наши дети системно не учатся логике, диалектике, риторике, умению убеждать словами, умению дедуктивно ориентироваться в лавине сведений современного информационного мира.
У нас есть своё независимое государство Украина. Но кто может нам сказать, показать явно, отчётливо, выпукло – каков он «настоящий гражданин Украины»? Какими качествами должен обладать «идеальный гражданин» нашего государства?
Позвольте вас заверить, это не Тарас Шевченко, отнюдь. И не гайдамак Максим Железняк и иже с ними.
У нас в руках педагогический опыт А.С. Макаренко, но мы им не пользуемся. Думаю, что это не правильно.
Знайте, разгром Ирака – это поражение «иракской учительницы». И помните слова Антона Макаренко: «С вершин “олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств ‑ самое отсталое».
Признаем честно, у нас, как и у побитых иракцев, нет такой правды, которая давала бы народу Украины несгибаемую силу.