Нам на самом деле нужно было добраться в наш отель в районе Синдзюку после встречи в заведении «Ниндзя» с важным человеком, пожелавшим остаться неназванным. Мы остановили это такси и вручили шофёру листок с иероглифами, поясняющими, как называется отель, его телефон и адрес.
Пенсионного возраста таксист, а они там все – пенсионеры, был одет элегантно: в коричневых тонов пару, белую рубашку в тонкую зеленую полоску, неброский галстук. Лысый, в стильных очках, он выглядел импозантно и был дружелюбен. При этом из рукава его пиджака высовывалась сверкающая камнями запонка размером с голубиное яйцо.
‑ Выходите из машины. Вы приехали туда, куда вам надо! – Таксист вернул нам листок с адресом отеля, при этом мы заметили, что на руке у него недостаёт верхней фаланги мизинца. Пальцы в этой местности отрезают якудза сами себе, за провинности. Этот старинный ритуал совершают, дабы более никогда не повторять своих ошибок. У якудза нельзя просто напортачить и потом сказать, как принято у европейцев, мол «извините» и благоденствовать себе дальше.
Когда вы говорите «восемь-девять-три» по-японски, то одновременно произносите название знаменитой японской мафии «якудза». В наши дни, согласно книге рекордов Гиннеса, якудза являются самым значительным криминальным феноменом в мире. 8-9-3: неудачная комбинация в японской карточной игре ойтё-кабу дала название преступной организации картёжников-катал. Современные якудза расширили круг своих интересов до влияния на финансовые рынки и политическую коррупцию. Их около 80 тысяч, объединённых в две с лишним тысячи группировок.
Японской полиции достаточно хорошо известны данные о количественном составе различных группировок, сфере их деятельности, известны их «воры в законе» – оябуны, адреса и телефоны офисов. Вместе с тем, сведения из Википедии «Штаб-квартиры кланов якудза, украшенные неоновыми эмблемами, размещаются в престижных бизнес-кварталах японских городов» ‑ не соответствуют действительности.
Преступность в Японии одна из самых низких в мире. Рассказывают, что когда японские полицейские оказываются в ситуации, грозящей «потерей лица», тогда на помощь полиции приходят якудза. Но кроме полиции в якудза нуждаются и другие представители власти и политики. Многим депутатам нужна поддержка, а якудза, как мы все понимаем по собственному, украинскому опыту ‑ в состоянии организовать самую мощную и убедительную поддержку.
Не секрет, что самая большая мафиозная группировка Японии – Ямагути-гуми, которая и сегодня базируется в соседнем с Осакой городе – Кобэ, после разрушительного цунами 2011 года, организовала восстановление этого города силами десятков тысяч добровольцев. Теперь уже трудно судить, насколько добровольны были те «добровольцы».
Вместе с тем, быть якудза в японском обществе так же зазорно, как и носить татуированные перстни в нашем бизнес-сообществе. Сейчас якудза приходится всё тяжелее и тяжелее – законы становятся суровее. Но во власть рвутся те, у кого нет денег, а «порулить» очень хочется – таким людям без якудза не обойтись.
Онсен – японский бассейн с горячей водой из термального источника |
Украинский обыватель представляет себе якудза по голливудским боевикам «Плачущий убийца», «Убить Билла» и «Тройной форсаж: Токийский Дрифт». Причудливо одетые, татуированные красавцы вооружённые автоматами Узи. На самом деле, татуированных якудза не пускают даже в сэнто – обычную общественную баню. Когда нам довелось остановиться в самом древнем отеле на планете – затерянном в японских горах рёкане (водолечебнице) Нишияма Онсен Кейункан, мы посещали онсены – наполненные горячей минеральной водой бассейны. Даже при виде моей армейской татуировки, некоторые посетители покидали бассейн. Служащий рёкана, у которого, кстати, также недоставало мизинца, настоятельно рекомендовал резервировать отдельные онсены-кабинеты, так поступают все татуированные якудза.
Как и наша украинская «братва», современные якудза легализовались в экономической жизни Японии: в деятельности крупнейших предприятий, особенно строительной отрасли.
Домик в Киото, зажатый меж двух небоскрёбов. Уж ни старый якудза в нём живёт, раз строительные тресты побоялись снести избушку? |
Домик в Токио, зажатый меж небоскрёбов в дорогом квартале Гинза |
То есть, помимо профессиональных гангстеров – «тосэйнин», которые занимаются только преступными делами и ничем другим: наркотики, проституция, оружие, убийства, рэкет и т.д., есть «когенин» – это те, кто имеют какой-то свой легальный бизнес. К примеру, в Токио группировка Кекуто-кай так занимается гостиничным бизнесом: обанкротилась гостинца в одном месте – сразу же строят новую в другом месте, а финансовая мощь якудза обеспечивают безбедное существование на время переходного периода.
Именно легализовавшиеся бизнесмены и общественники от якудза осуществляют официальные контакты с полицией, миграционными службами, чиновниками и депутатами всех уровней, с прессой и телевидением.
Нельзя найти вывеску «Штаб квартира клана «Ямато» 8-9-3», например, но можно обнаружить у себя по соседству неоновые эмблемы общественных объединений, игровых клубов, спортивных обществ, особенно сумоистов.
А ещё якудза легализуются в виде молодёжных союзов патриотического воспитания. Например, в Осаке «Дай Нихон Сэйги-дан» – «Группа справедливости Великой Японии», идеологически крайне правая организация, состоящая из 130–140 активных бойцов и структурно входящая в один из самых грозных союзов якудза – Мацудагуми, насчитывавший около 500 стволов. Это их автомобили с громкоговорителями курсируют в «День северных территорий» и требуют возврата Курильских островов. К слову, никто из японцев жить на Курилах не собирается, там для них настолько холодно, что даже японский остров Хоккайдо с климатом, как у нас, не заселён. Это японская «Сибирь», там у них тюрьмы для якудза.
Рядовые «быки» в якудза называются «кобуны». «Бригадиры» ‑ по-японски «сятэй». «Авторитеты» – оябуны. Отличить обычный спортивный молодёжный клуб от такого же, но под патронажем якудза, легко ‑ по наличию одного иероглифа в названии – «восточный». В последнее время они противопоставляют себя официальной – проамериканской – ориентации японского общества.
Однажды в Токио довелось побывать на уличном митинге: одетый в традиционное кимоно, лидер одной из крупнейших в мире федераций карате выкрикивал лозунги о «единой Японии» и недопустимости пребывания на «божественных островах» всякого «материкового сброда». Другие ораторы говорили о тяжелом экономическом положении Японии (скатилась на третье место в мире) и необходимости объединения «левых» и «правых» ради подъёма экономики, критиковали «испорченную» молодежь, поминали коварных корейцев, опережающих Японию в темпах развития. Потрясая кулаками, якудза на митинге требовали от японской молодежи стать решительнее, а также сторониться американского влияния.
При всём своём азиатском национализме, передвигаться по городу у якудза принято на чёрных Мерседесах с левым рулём. Как говориться, «от нашего стола – вашему». От «мерседесов» германских нацистов ‑ к японским якудза.
В Осаке, в тренировочном зале нашего отеля в районе Кансай (якудза там особенно сильны) узнав по татуировке, что в прошлом мне пришлось воевать в Афганистане бойцом кутэйдан – спецназа, спортсмен-якудза предложил поучаствовать в бизнесе: девочки и крабы.
Торговлю крабами, особенно контрабандными, контролируют якудза. Они же раскинули в Осака сеть ресторанов крабьего мяса |
…Токийский таксист-якудза, что привёз нас в «Дом супружеской неверности», внял убедительному настоянию довезти нас таки до отеля. На прощанье даже помахал пятернёй с отрезанным мизинцем. Видимо, он был особенно своенравным бойцом, вынужденным за свою несанкционированную лихость извиняться таким образом перед оябуном.
Полезная, кстати говоря, эта практика. У нас находятся экземпляры, по десять раз на дню творящие «чёрти что» и пустословно высказывающие свои сожаления об этом. У якудза и недели бы не прошло, как, скажем, наши депутаты лишились бы всех своих пальцев, даже на ногах. Ведь они столько обещают во время избирательных кампаний, а потом не выполняют. А когда их ловят «на горячем» они просто говорят: «извините, не получилось». И кто знает, может, им одного раза бы хватило – сказать: «я сожалею, простите, больше такого не повториться» и отрезать себе палец в знак чистосердечного раскаяния.