Одни называют эти мегаполисы муравейниками, мусорниками или гадюшниками. И при вынужденной остановке, предпочитают из гостиницы не высовывать носа, а мне там уютно и нахожу даже некоторый шарм. А вместе с ним и удивительные истории. К примеру, мало кто знает об истории женитьбы тайского принца и украинки. Королевский наследник знал, что если он возьмет в жены нашу землячку, то рискует не получить трон. Но сознательно выбрал любовь.
Один из самых талантливых русских писателей, Константин Паустовский в книге «Далёкие годы», вылепил образ этой украинки так, что поспорить с ним довольно трудно.
Она первой при дворе тайского короля стала пользоваться вилкой, прямо как самборчанка Мария Мнишек при дворе московского государя. До этого в Сиамском королевстве аристократы, как и простолюдины, ели палочками. А она к палочкам так и не привыкла. Довольно грустный штрих, потому, что её судьба сложилась трагически, всю жизнь пришлось привыкать к иной культуре, мыкаться по чужбинам.
Ночной патруль VX-500Выходит в город на обходНас ждёт таинственный БангкокСержант, поехали вперед! |
Сиамская принцесса Нарисса Чакрапонг в 1994 году издала книгу «Катя и принц Сиама» об этой украинке, своей бабушке. В 2011 году по этой книге в Екатеринбургском театре оперы и балета был поставлен одноимённый балет на музыку современного композитора Павла Овсянникова. Жизнь нашей героини огромная, страдательная.
Отец Кати умер через 2 года после её рождения, а мать ещё через 6 лет. Она плохо знала своих родителей. Кто они? Волынские дворяне Десницкие ‑ это не знатный украинский род, «фаранг» (чужестранка из Европы), её так и звали, когда она приехала в Сиам. Особенно любила это делать юная, 15-летняя принцесса Чавалит, жившая тогда при сиамском дворе, любовница мужа нашей героини ‑ королевича Чакрапонга. Очень любила шепнуть ей вслед: «фаранг». А с годами, когда наша землячка изменилась внешне существенно ‑ «пумпуй» (толстая).
Это сейчас к рослым, статным, белокожим славянским барышням тайцы привыкли и за счастье почитают сфотографироваться рядом с ними.
Родители Катерины Десницкой – мать Мария Михайловна, отец – Иван Степанович |
Итак, нашу героиню звали Екатерина Десницкая. Её отец – Иван Степанович Десницкий. Голова луцкого окружного суда. Дворянин, но не столбовой и уж, тем более, не великий князь. А наша украиночка Екатерина Десницкая оказалась при дворе короля Рамы Пятого и 12 лет была сиамской королевной, матерью принца крови. В Бангкоке, где проблема происхождения была острейшей. Это уходящее средневековье, оно не могло уйти мгновенно, хлопнув дверью. И вопрос аристократической крови, корней ‑ был чрезвычайно важен.
Мать Кати была второй женой у Ивана Степановича. От первого брака у него осталось четыре ребёнка. Жену Марию Михайловну он взял ещё с шестью детьми и двоих ‑ Катю и Ваню они нажили вместе. У него было имение и кое-какая недвижимость, но на двенадцать наследников этого, конечно же, было совсем недостаточно.
После смерти родителей воспитателем Кати стал её киевский дядя, который к ней относился хорошо. И никакого здесь мучительного детства, чтобы её кто-то угнетал, никаких злодеев вокруг неё не было.
Детский портрет Екатерины Десницкой |
Отрочество складывается благополучно. Она живёт в Киеве, учится в лучшей в городе женской Фундуклеевской гимназии недалеко от Крещатика. Если бы она осталась в Киеве, то дядя нашёл бы ей подходящую партию. Купца какого-нибудь, который за приданное посчитает дворянское происхождение Кати. Чтобы дети его были бы дворянами по матери. Так тогда делалось. Вспомните пьесу Александра Островского «Бесприданница».
Но после окончания гимназии Екатерина предпочла уехать в блистательный Санкт-Петербург, где уже учился на военного её старший брат Иван. Устроилась на курсы медсестёр в госпитале царицы Марии Федоровны на Фонтанке.
Тогда это было совершенно новое начинание в Европе – «медсёстры» и Катя не преминула воспользоваться таким шансом. Одно дело, когда ты беспородная бесприданница и бедная приживалка, совершенно другое – когда ты участница социального эксперимента самой императрицы.
А потом началась русско-японская война, и Катя укатила на фронт. Надо признать, что война – это благо для честолюбивых людей. «Война – дело молодых», как пел Виктор Цой. Есть шанс показаться перед влиятельными людьми. Медсестра Катя Десницкая отличилась и вернулась с войны кавалером Георгиевского креста.
Портрет 19-летней Екатерины Десницкой |
И вот теперь она не вчерашняя киевская гимназистка, сиротка-бесприданница, а ветеран войны, медсестра из корпуса царицы-матери. Стала вхожа в светские салоны, где, с позволения сказать, «тусовались» мажоры всех мастей. Там Катя опять встретилась со своим ещё довоенным знакомцем, заморским принцем Чакрапонгом ‑ вторым сыном короля Рамы V, короля Сиама. Помните величественного мальчугана ‑ сына короля Монгкута из фильма «Анна и Король»? Он впоследствии и стал королем Сиама Рамой V. Этот фильм, кстати, официально запрещен к демонстрации в Таиланде, как «порочащий образ короля Монгкута», почитаемого всеми тайцами.
Полковник российских гусар, сиамский принц Чакрапонг |
Рама V нуждается в союзе с Российской империей, а Россия имеет интересы в Индокитае. Принц Чакрапонг королевич, но не наследник. В мае 1898 года король Рама V послал своего 13-летнего сына Чакрапонга на обучение в Россию в элитный Пажеский корпус. 2 августа 1902 года его производят в корнеты Гусарского полка. В 1905 году Николай II награждает 20-летнего смуглокожего гусара орденом Святого Андрея и производит в полковники.
В 1906 году выпускник Пажеского корпуса принц Чакрапонг делает 19-летней сироте и бесприданнице Кате предложение руки и сердца, и они уезжают в Одессу, оттуда пароходом в Константинополь, где венчаются в греческой православной церкви пресвятой Троицы. Прекрасное завершение для сказки.
Молодожёны Екатерина Десницкая и принц «на белом слоне» Чакрапонг |
А дальше? ‑ спросит нетерпеливый читатель. А дальше – жизнь! «Для любви не названа цена, лишь только жизнь одна» (А. Вознесенский)
Венчание было тайным. Своему опекуну, императору Николаю II, сиамский принц не сказал, что вместе со званием русского полковника он увозит из Петербурга украинскую дворянку. Венценосные родители Чакрапонга также не были посвящены.
По требованию православной невесты, буддист-жених крестился в христианскую веру Кафолической Греко-Российской Церкви. Как буддист, Чакрапонг верил в учение Христа, но не верил в учение о Христе. На эту, внешне небольшую, разницу священник, их крестивший и венчавший, видать, просто закрыл глаза. А вот вы, любезные мои читатели, спросите себя, вы верите Богу или верите в Бога?
Добравшись до Сингапура, молодые супруги временно расстались. Катя стала жить в доме друзей Чакрапонга, а принц поехал в Бангкок, чтобы подготовить родителей. Дома 20-летний российский полковник получает чин тайского генерала и становится советником своего отца, короля-реформатора Рамы V.
Всё, чему научился Чакрапонг на российской государственной службе, он привнёс в Сиам. По образцу российских, были учреждены министерства образования, здравоохранения, юстиции. Преобразована полиция и армия. Гвардейцы Сиама до 1970-х годов носили форму российских лейб-гусар, некоторые элементы этой формы сохранились и до нашего времени. Даже музыку для национального тайского гимна написал автор опер «Богдан Хмельницкий» и «Кузнец Вакула» ‑ композитор Пётр Андреевич Щуровский.
Монаршие супруги – сиамская королева Саована и король Рама V |
Король Сиама Рама V сам был прогрессивным монархом. Он, например, отменил смертную казнь за прикосновение к особе королевской крови после того, как его первая жена утонула в пруду, и никто из слуг не посмел прикоснуться к ней даже для того, чтобы спасти её. Но и он не мог снести известия из сингапурских газет о том, что принц Чакрапонг тайно женился на украинской дворянке. И дело даже не в том, что она чужестранка, для королевских династий это обычное дело. Важно то, что она не воспитана, как принцесса, как возможная королева. Все девочки мечтают быть принцессами, всем нравятся наряды, балы и прочие увеселения, но мало кто может снести обязанности принцессы и королевы. Какие? Обязанности принцессы ‑ это повинность делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь.
Чакрапонг почтительно принял негодование отца. Но все-таки привез Катю в Бангкок и они стали жить в собственном дворце Парускаван. Принц решился на это во многом благодаря поддержке в виде письма Раме V от Николая II, в котором русский царь просил у сиамского короля снисходительности к украинке и фронтовичке.
Поскольку у Рамы V есть первый сын Вачиравут, старший брат Чакрапонга, ни молва, ни внутренние побуждения не толкают к тому, что Екатерина Десницкая может стать сиамской королевой. Потенциальный король есть – это Вачиравут, у него будет своя жена. А Катя будет придворной дамой, сиамской принцессой. Саована королева-мать прислала юной жене своего сына несколько комплектов тайской женской одежды. Это было признание.
Впервые при сиамском дворе благодаря украинке Кате появилось то, что потом станет мороженым. Тайские повара, которых обучила Десницкая, каждый день подавали ей новое блюдо, новую разновидность этих «льдинок». Так она спасалась от жары. И со времён нашей героини, мороженое появилось в Таиланде. Здесь Екатерину Десницкую можно сравнить с итальянкой Екатериной Медичи, после пребывания которой на парижском престоле, мороженое появилось во французской кухне.
С точки зрения тайцев, Десницкая некрасива, недостаточно воспитана. Она образована, но, разговаривая по-тайски, делает ошибки. До конца жизни в Таиланде она говорила с русским акцентом.
Ей этого не прощают. Фаранг ‑ подчёркивается иноземное происхождение. Два года у неё нет никаких перспектив хотя быть принятой сиамским королём, потому, что тот уверен ‑ настанет час, и она предаст его государство и его сына.
Думаю, что очень тяжкое ощущение этого отторжения её сиамским двором должно было на неё влиять. К тому же надо помнить о совершенно непривычной для волынянки среде обитания. Тайцы не пьют молока, даже коров молочных у них нет. Хлеба нет. То, что они едят на самом деле, для украинки во многом тошнотворно. Поговорить на родном языке Кате было не с кем. Она была одинока, как глаз одноглазого, идущего к слепым.
Дворец Парускаван, в котором жили Екатерина и Чакрапонг |
В 1908 году Екатерина родила сына Чула, который стал любимцем бабушки – королевы Саованы. Живой и смышленый малыш часто бывал у королевы, которая всё пыталась показать его королю. В конце концов, ей это удалось устроить. Король, у которого было много жён, а значит, и много детей и внуков, сказал королеве: «Видел твоего внука. Он очень мил и совсем не похож на фаранга. И наконец, это ведь моя кровь!». И король признал Чулу принцем крови. С этого момента Чула имел кровное право занять сиамский престол. А волынянка из Луцка Екатерина Десницкая стала матерью наследника престола.
Екатерина Десницкая, принц Чула, принц Чакрапонг |
У неё новое положение при дворе, но король Рама V так и не признал её. Контакты с Николаем II у него и так были, двор российского императора Десницкую считает удачливой приживалкой. Она ни зачем.
В октябре 1910 года скончался Рама V, правивший Сиамом 42 года. Престол перешёл к старшему брату Чакрапонга, а муж Десницкой должен был стать следующим королём.
В 1911 году Чакрапонг с Екатериной совершили поездку по Транссибирской железнодорожной магистрали до Петербурга. Пока муж занимался делами, в том числе переговорами с Николаем II, Десницкая посетила родных в Киеве. Здесь она получила прощение от единственного дяди, не одобрявшего мезальянса с чужестранцем.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. На самом деле, в личной её, женской жизни всё настолько плохо, что оснований для дурного характера, для обострения не лучших качеств есть. Это её не оправдывает, конечно. Брак Екатерины и Чакрапонга признан официально новым королём, она получила официальный титул сиамской принцессы. Но российский императорский двор её не принимает де-юре, а сиамский двор её не принимает де-факто. С мужем у Кати тоже не всё в порядке, судя по тому, что она больше не стала рожать ему детей.
После революции 1917 года Чакрапонг посылает 31-летнюю Екатерину Ивановну в Шанхай, навестить своего любимого брата Ивана Ивановича, обосновавшегося там царского офицера. Потом Десницкая предпринимает поездки в Японию и Канаду.
Надёжность женщины проверяется, когда у её мужчины нет ничего. Надёжность мужчины проверяется, когда у него есть всё. В отсутствие Екатерины её 32-летний муж, привёл во дворец 15-летнюю придворную Чавалит. Она хороша собой, по контрасту с Екатериной. Она миниатюрная, изящная, всегда улыбается. А Десницкая, как это водится у некоторых наших соотечественниц «за тридцать», носит на лице печать ожесточения. Чавалит же ловит каждое слово генерала сиамского генштаба, она им восхищена.
Сердца Екатерины добивался юноша-иноземец, воспитанный на образчиках чуждой ему красоты. Любовь украинки ему была как диплом о качественной европейской подготовке. А здесь совсем другое дело! Он ‑ генерал, он ‑ брат короля, он ‑ следующий король, он опытный мужчина. Обожание 15-летней тайки – это награда для него за правильное жизнеустройство.
Кроме того, у буддийской аристократии принято так, что чем ты богаче и знатнее, тем большее количество женщин ты обязан содержать в любви и благополучии. Однолюбство считается мужской серостью, сердечной скупостью и даже бессердечием в отношении окружающих девушек. Брак можно считать идеальным, если жена ‑ сокровище, а муж ‑ сокровищница. Чтобы стать королём, Чакрапонг должен был иметь много таких сокровищ, как делали его отец и дед, и прадед, и все мужчины его славного королевского рода.
По-разному могут жёны повести себя. Упомянутая ранее, Екатерина Медичи, смогла установить корректные отношения с любовницей своего мужа-короля Дианой де Пуатье. Екатерина Медичи даже попросила короля, чтобы он назначил Диану де Пуатье воспитательницей принцев, её детей. И тем польстила Генриху II. В этом заключается умение быть королевой. Из простолюдинок мало кто мог бы это выдержать.
Но при этом Медичи продолжала оставаться королевой и законодательницей мод. Ей подражает весь французский двор. Туфли на каблуках, корсеты, балет – всё это привнесла в европейскую культуру Екатерина Медичи. После смерти мужа, она получила при своём сыне-маленьком короле ‑ титул «гувернантка Франции». Пусть! Зато сын – король!
Екатерина Десницкая бросила своего сына, когда ему было 11 лет |
Екатерина Десницкая – украинская дворянка так не смогла. Лучше уйти, когда ты ещё нужен, чем когда уже не знают, как избавиться – посчитала она. Оставив мужа, уехала к брату в Шанхай и оттуда подала на развод, зная, что лишает тем самым своего сына престола, ведь королём Сиама не может быть сын европейки, которая живёт за границей неизвестно с кем. Схожая ситуация, кстати, произошла с английской принцессой Дианой, когда она ушла от принца Чарльза и спуталась с арабом. Теперь арабы могут сказать будущему английскому королю: «наш парень спал с твоей матерью!» Престиж и репутация – вот на чём держаться в наше время троны монархов. И не только они, надо признать.
Через два года после развода Чакрапонг умер от испанского гриппа, который тайцы лечить не умели. Его могли бы спасти, будь рядом Екатерина, ведь она была квалифицированной медсестрой. Но Екатерина предала своего принца и Таиланд, как это и предвидел её покойный тесть-король Рама V.
Её сын, осиротевший Чула, учился потом в Англии, там и остался, женившись на англичанке. Сама Екатерина Ивановна Десницкая, овдовев после второго брака с американским электриком, дожила свой век в Париже, где умерла в 1960 году. Тот, кто ревнует, на самом деле любит больше себя. Из-за этого себялюбия Екатерина разрушила жизнь мужа и сына. Наверное, в этом смысле её можно сравнить с толстовской Анной Карениной. Желание быть лучше, чем мы можем, порой делает нас хуже, чем мы есть.