Настоятель Тензин в это время говорил: «С одной стороны, наша вселенная большая, с другой ‑ небольшая. У нас, у буддистов, считается, что есть мир богов, дэвов; мир асуров, демонов; мир людей; мир животных; мир голодных духов, претов; мир адских существ, ады – шесть миров.
И у всех живых существ есть страдания. У божеств тоже есть страдания, страх смерти. У асуров страдания в том, что они воюют друг с другом. А в мире людей основные страдания – это рождение, болезнь, старость и смерть. Вот четыре основных страдания. И у животных тоже страдания – невежества, глупости, тупости, убийства. У голодных духов страдания – они не могут насытиться и напиться. У них жажда и голод. У ады страдания жары и холода.
Это наше представление о сансаре. А состояние Будды вне сансары. Состояние Будды не зависит от кармы и не подвержено никаким страданиям. Будда преподал учение для того, чтобы освободить живые существа от страданий. Это легко услышать, легко узнать, но трудно осуществить…»
И вот, в этот самый момент, вездесущий Интернет донёс весточку от страдающей Юлии Куницкой: «Добрый день ) понимаю, что ситуация тривиальная ) но может совет дадите) сегодня председатель нашего дома без предупреждений и объявлений! Поменял почтовые ящики в нашем доме (благотворительная акция Лысова). В старом ящике остались мои платежные квитанцию на оплату квартиры, воля кабель И так далее ! Я выяснила, что старые ящики увезли. Когда я дозвонилась до председателя) он как заезженная пластинка повторял, что в ящиках ничего не было ! На мои слова про платежки, были его слова - там ничего не было. Как быть ?!) я считаю это нарушением моих прав)».
Неописуемо безобразие! Поменяли старые почтовые ящики на новые – мир никогда не станет прежним.
На фото: Кавалерия спешит на помощь (благодарю Динеш Шреста и Марка Виттакера за помощь в иллюстрировании репортажа). |
Люди сами себе устраивают проблемы – никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или выбирать ещё более трудный маршрут возвращения.
На фото: Пещерный город, королевство Ло, Мустанг, Непал |
Но, так как у нас была возможность изменить обратную дорогу и зайти в гости к жене Цамбы, мы начали возвращение по другой тропе на юг. Если заменить слово «проблема» на слово «приключение», то жить становится гораздо интереснее. По всему Мустангу разбросано много пещер и пещерных городов. Геми (3460 м) ‑ одна из таких систем. Кто, когда и с какой целью построил эти пещеры неизвестно. Часть пещерных систем по сей день используется монахами отшельниками. В некоторых пещерах, таких как дом Цамбы, до сих пор живут самые бедные семьи, у которых просто нет никакого другого жилья. Наш Цамба – четвёртый муж женщины ло-па по имени Таян. Он работает в долине с туристами и его обязанность – приносить Таян деньги.
Когда мы пришли в Геми, первый муж Таян по имени Тимле возился с дровами ‑ груды валежника сложены по периметру дворика. Он собирал эти груды по одной веточке, на такой высоте полноценных деревьев не часто встретишь. Зимой Мустанг накрывается многометровым слоем снега, а морозы на четырёх тысячах метрах стоят жесточайшие. Если в Катманду сейчас +28С, то в посёлке Геми на солнце было -4С.
Деревьев почти нет, кустарника мало: на одном валежнике зимой долго не протянешь. Ло-па используют топливо, универсальное для всех пустынь планеты – навоз домашних животных. В Тибете ‑ это як, вокруг него обустроена вся экономика ло-па. Шерсть, шкуры, мясо, молоко, но прежде всего – экскременты. Навоз высушивается и хранится, как уголь.
На фото: Ло-па Таян замужем за четырьмя мужчинами |
Ещё один муж Таян, по имени Норву работал где-то в поле, а Сонам уехал по делу к соседям.
Нас завели в жилую трёхкомнатную пещеру. Пол утрамбован и чисто выметен, а стены белёные. Кухня-пристройка совмещена с гостиной-пещерой. За занавесками две спальни без окон. Скорее, это глубокие ниши. Одна для Таян и того мужа, с кем она нынче спит, другая, по всей видимости, для двух других мужей или детей. Свод пещеры для меня был низковат, учитывая, что за годы обитания, он порос какой-то чёрной плесенью, мне пришлось передвигаться под ним, согнувшись в три погибели. Мешался к потолку подвешенный горшок.
«Это припасы?», ‑ спросил у Цамбы
«Это там наша детка», ‑ последовал неожиданный ответ нашего невозмутимого шерпа.
Ло-па, в случае смерти ребёнка ещё не достигшего двух летнего возраста, помещают его тело в глиняный сосуд, затыкают плотно пробкой и хранят под потолком дома до тех пор, пока не родится новый ребёнок. По их представлениям, душа умершего ребёнка поселяется в новорожденном и только после этого можно избавиться от погребальной урны.
На фото: Перевал Чого Ла |
В благодарность за угощение, мы оставили для семьи Таян немного нашего провианта – упаковки макарон, консервы. Но утром обнаружили их там же, где и оставили – на столе.
«Мы не возьмём это, ‑ пояснил шерпа, ‑ мы не знаем эти вещи, откуда они, что они привнесут в наш дом. Пожалуйста, унесите эту пищу с собой».
Так-то вот ‑ волк слабее льва и тигра, но в цирке не выступает. Мы забрали свои харчи, сложили пожитки и предприняли плавный подъем до 4000 метров, откуда ещё раз взглянули на суровый и мало гостеприимный Ло Мантанг, перед тем как попрощаться с ним навечно. Затем мы пересекли перевал Чого Ла (4325м), и это стало высшей точкой нашего путешествия. Внизу мы увидели долину, покрытую сочной зеленью. Постепенно спускаясь, мы достигли селения Ло Гекар. Здесь находится древнейшая святыня тибетского буддизма в этих местах ‑ пещера гуру Падмасабхавы. Рассказывают, что он медитировал два года в этой пещере. Она находится в настолько узком и глубоком ущелье, что в нём даже отличается и климат и растительность.
На фото: Цамба говорит, что в пещере Падмасабхавы меняется даже время и очень не советовал туда заходить. |
В тесном гроте пещеры Падмасабхавы полностью отсутствует свет и звук. Наверное, если предаться тут медитации, то час покажется днём или же, наоборот, день обернётся мгновенно…
На фото: Трезубец бога Шивы или УНА-УНСО украшает пирамиду на тропе в королевстве Ло |
Мы покидаем мистическую пещеру и начинаем спуск. Тропа обозначена невысокими каменными пирамидками. Лошадям трудно идти вниз по камням, и мы спешиваемся. Постепенно спускаясь, мы достигли села Дракмар (3820 метров), где переночевали в палатках среди красных скал. Неподалеку извивался веселый ручей.
На фото: Красные скалы близ села Дракмар |
На другой день после четырёх часов небольших спусков и подъёмов, мы достигли перевала Ньи Ла (4020м). На перевале рядом с тропой Цамба показал нам голубые булыжники. Бирюза! Камень счастья! В одной из многочисленных легенд ло-па объясняется, как в Мустанге появилась бирюза. «Давным-давно владыка Нижнего мира сотворил чудовище. Это чудище имело длинный язык, которым оно неожиданно хватало людей и затем пожирало. Небесный богатырь решил помочь людям. Он переродился в человека. Как-то раз он вышел на берег реки Кали Гандаки, и, когда чудище схватило его, богатырь и вытянул его на берег. После этого богатырь высоко поднял чудище и разбил его о камни. Кровь и внутренности разлетелись в разные стороны и обратились в бирюзу».
В Мустанге голубой цвет бирюзы ‑ это символ вечного обновления природы, рождения потомства, и его широко используют в свадебных обрядах.
На фото: «Головой седой к седому ковылю, А лицом и сердцем - к облакам высоким» |
Вечереет. Мы устали, но цель уже близка. Спешиваемся и осторожно, держа лошадей в поводу, начинаем спуск. С «бирюзового» перевала мы спустились в долину Гелинг и дошли до села Тама Гаон (3710м). Здесь мы оставили наших лошадок и на вертолёте добрались до аэропорта Джомсом. Отсюда было всего 20 минут лёту на маленьком самолётике до города Покара, называемого также «воротами Аннапурны». Это второй по величине город Непала и один из самых популярных курортов страны.
***
Что мы вынесли из паломничества по святым местам Тибета? Сиддхартха Гаутама Будда напоследок сказал ученикам: «Встретите на своём пути Будду ‑ убейте его!». В Ветхом Завете прочтём то же самое: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им…» ‑ это вторая заповедь из десяти, данных Богом пророку Моисею.
Но сотворяют и поклоняются. В Гималаях золотым истуканам и козлиным черепам с флажками. В моих родных Карпатах ‑ золотым куполам да распятиям. Поэтому, если кто-то вам втирает про Веру, и при этом несколько раз звучит слово «Господь» (см. 3-ю заповедь) или вам втюхивают всякие картинки с крестами на них, не верьте этим людям ‑ они в Учении, скорее всего, ни хрена не понимают.