Парламентские выборы и Божьи знаки
Погода была настолько хороша, что временами накатывало ощущение беспричинного счастья... Настоящее бабье лето. После выматывающих съёмок в студии захотелось отдохнуть душой в тихой осенней дубраве. В шумном Киеве до сих пор сохранились заветные тишайшие места, окружённые нетронутыми уголками заповедного леса. В таких случаях чаще всего еду на склоны Выдубецкого монастыря УПЦ Киевского патриархата. Но в этот раз решил проведать знакомую ещё с детства купель в Голосеевском лесу.
Сюда приезжают не только киевляне: номера припаркованных вдалеке автомобилей выдают разные регионы Украины. От автостоянки долго идут пешком люди ‑ кто поклониться святости, кто с надеждой избавиться от недугов. Разумеется, по преданию, вода в святых источниках обладает целительными свойствами, поэтому, окунувшись в купель в любое время года, можно излечиться от всевозможных хворей.
На мой взгляд, посещение человеком святого места делает его чистым от скверны в той же степени, в какой посещение гаража делает его автомобилем. Не претендую на то, чтобы учить вас чему-то, но лишь приглашаю вас размышлять, сомневаться, искать.
Пройти к купели возле Голосеевской Пустыни можно двумя способами: мы выбрали тот, что от Свято-Покровского монастыря: надо пройти сквозь его двор и спуститься к купели по дорожкам вдоль озёр.
Священники Киевской метрополии УПЦ отец Самсон и отец Никодим встретили нас приветливо: «Что же Вы так редко захаживаете к нам, Константин? Вашего отца Петром зовут – знаковое имя для нашей обители!»…
«…А вот ещё у нас тут какое чудо недавно свершилось, ‑ с удовольствием повёл нас по монастырю отец Никодим, пощипывая юношескую бородку, ‑ пришли художники иконописцы к матушке Алипии и пожаловались, мол, матушка, помоги, совсем нет заказов. А как только из церкви домой вернулись, им звонок: богатый прихожанин заказал для усыпальницы матушки икону преподобного Алипия – печерского иконописца, в честь кого её назвали в постриге; и икону святомученицы Агафьи, в честь которой её крестили при рождении».
О мощах Христа ради юродивой матушки Алипии в Киеве и за пределами рассказывают много чего мистического, необычного, странного, невероятного. Но новенькие иконы в усыпальнице угодницы Алипии и вправду висят, слева от саркофага. В небольшом подвальном помещении усыпальнице, куда мы заглянули, было многолюдно. Культ Алипии обслуживает эмоционально подавленных, пожилых, бедных женщин. Нам это зачем? Было ощущение, что мы – здоровые сильные зрелые мужчины, умеющие ясно излагать свои мысли ‑ ошиблись дверью. Хотелось просто извиниться и идти дальше. Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к чудотворным мощам, крестам и «духовным отцам».
«В середине семидесятых на территории богоборческого Советского Союза стали распространятся слухи о том, что где-то в Киеве живёт необыкновенная женщина, ‑ юный отец Никодим продолжил свой рассказ. ‑ Она не называет себя врачом, но многие люди с её помощью избавились от болезней, перед которыми была бессильна официальная медицина. Она не называет себя праведницей, но перед её очевидной духовной чистотой склоняли головы. Она не называет себя прорицательницей, но десяткам людей было открыто ею то, что таится под замком времени. В народе называли её просто «матушка Алипия».
Хотя в основу всех забот матушка ставила в первую очередь духовное попечительство, люди есть люди – главное, зачем к ней приходили – это здоровье. Матушка прославилась, как одарённая целительством. Информация о ней распространилась по всему Советскому Союзу. Визиты людей превратились в людской поток. Трудовой день матушки начинался до рассвета и заканчивался глубоко ночью. Невозможно перечислить весь список болезней, которые отступили благодаря молитвам матушки Алипии. И львиная доля больных ‑ это были люди, которым врачи помочь уже не могли.
Никаких обрядов или показательных ритуалов матушка Алипия не устраивала. Она потчивала гостей кашей на воде, да постным борщём, а ещё давала мазь, которую сама приготавливала из трав Голосеевской пустоши. Но мазь эта была скорее символом, нежели целебным снадобьем. Вся целительная сила её была в молитве матушки.
И то, что получали люди в результате общения с ней, поражало. Официальная медицина молча разводила руками, а зачастую медики сами искали встречи с матушкой, чтобы излечить свои хвори. Результаты визитов к ней удивляли не меньше, чем её бескорыстие. Она никогда не брала платы ни с богатых, ни с бедных. Она никогда не имела, как сейчас принято говорить, прайс-листов. Успешные люди всегда ищут возможность помочь другим. Неудачники всегда спрашивают: «А что мне за это будет?»
Она очень строго относилась к тому, чтобы её не снимали ни на фото-, ни на кинокамеры, чем и объясняется почти полное отсутствие видеоматериалов. Всё, что сейчас есть у Свято-Покровского монастыря – это пара фотографий и несколько секунд киносъёмки, случайно сделанной детьми.
Вызывало недоумение необыкновенное произношение матушки Алипии и стиль общения, который сводился, в основном, к метафорам и иносказаниям. Женского рода в её речи не было вообще: и мужчин, и женщин в равной степени она называла «он».
Она часто повышала голос, но делала это, не обращаясь к людям, а куда-то в сторону, словно, кроме неё и людей, рядом находился ещё кто-то. Впрочем, известен случай, ‑ вспоминает отец Никодим, ‑ когда во время службы в храме, ещё в восьмидесятых годах юродивая Алипия закричала на Филарета Денисенко: «Раскольник, тебя в штанах похоронят!»…
Каждому она находила время и слово. При этом, по свидетельству очевидцев, страждущему часто незачем было раскрывать свои проблемы – она вроде как заранее знала, с чем к ней пришли. Её наблюдали тысячи людей в Киеве, но только единицы представляли себе, с кем же они, на самом деле, имеют дело. Как и сейчас, вряд ли можно точно сказать, видя на улице нищего, убогого, который просит монету, кто же на самом деле перед нами.
Матушка Алипия встречала, как благоговейное отношение к себе, так и наоборот – гонения и издевательства. И по сей день её почитают в Киевской Митрополии УПЦ, но хулят немилосердно в УПЦ Киевского патриархата. Богу, в которого верится мне, глубоко плевать, в церкви какой из УПЦ к нему обращаются ‑ бог гордыней не страдает, это удел людей.
Христа ради юродивую матушку Алипию в её мирском прошлом звали Агафья Тихоновна Авдеева. Данных об истории А.Т. Авдеевой критически мало. Достоверно известно то, что родом она из Пензы. Точную дату рождения установить сейчас сложно, по одним данным это 1909 год, по другим – 1911-й. Известно, что отца и мать её звали Тихон и Васса Авдеевы. Во время Гражданской войны родители Агафьи погибли. Отроковица Агафья стала скитаться по православным монастырям.
В 30-х годах православную странницу Агафью арестовали. Этот арест вкупе с убийством родителей, вероятно, навсегда отразились на внутреннем мире матушки Алипии. Её поместили в камеру смертников. Кроме Агафьи, там находились одни священники. Мужчины. Она одна была женщиной. Тюремщики измывались над ней, насколько у них хватало их красноармейской фантазии. Обрили наголо, сорвали с неё одежду, заставляли быть голой, запихивали насильно в рот мясо. А каждую ночь уводили из камеры двух-трёх священников на казнь…
Агафье тогда удалось выжить, спастись. Она продолжала скитаться вплоть до Отечественной войны. Тогда она попала в немецкий концлагерь, откуда также смогла сбежать. Рассказывая о своём чудесном спасении из неволи, матушка Алипия уверяла, что оба раза её выводил апостол Пётр, коего она до самой смерти особенно почитала.
После войны Агафья пришла в Киево-Печерскую лавру, наместник которой и постриг её в монашество. Он также благословил её на первый необычный подвиг – так называемое «столпничество». Алипия три года подряд провела в дупле огромного дуба. Исключительный пост и постоянная молитва – были её рецептами выживания. С благословения архимандрита Кронида, этот подвиг окончательно закалил матушку. Она пребывала в лавре вплоть до 1961 года, когда коммунистическая власть в очередной раз закрыла святыню. Это стало настоящей трагедией для монахини Алипии и она вновь ушла скитаться. Гладкий путь не ведёт к успеху. К успеху ведёт тернистый путь. Если под успехом понимать не внешние его атрибуты, а совершенствование личности.
Последним её пристанищем стала хижина в Голосеевском районе Киева. Это был бывший монастырский дом, который находился посреди леса и пустыря – в совершенно заброшенном месте, где когда-то был скит Киево-Печерской лавры. Свято-Покровская Голосеевская пустынь. Основанная в 1631 году святителем Петром Могилой, обитель почиталась, как место подвигов и упокоения старцев-духовников и была в народе на особом счету. Святитель Филарет Амфитеатров называл это место «русским Афоном». Здесь, в живописном месте действительно подвизалось много почитаемых святых, в том числе блаженный Феофил и Паисий киевские. В 30-е советские годы обитель с особым цинизмом упразднили и разрушили большевики. И именно на этом месте с 1979 года по 1988-й, в Голосеево и раскрылось в полную силу служение людям матушки Алипии.
Нельзя не вспомнить ещё один яркий дар угодницы Алипии – дар пророчества. Очевидцы говорят, что матушка была особенно обеспокоена и много говорила о какой-то серьёзно надвигающейся угрозе. «Горит, горит земля, ‑ пророчествовала старица, ‑ под землёй горит!» Матушку Алипию поняли лишь, когда рванул Чернобыль.
Ещё одно из многочисленных сбывшихся пророчеств, до сих пор не понятно – угодница Алипия говорила: «… из России сюда буду идти пешком. Транспорта не будет. Молодые дойдут, а старые ‑ нет». Эти слова до сих пор остаются загадкой. Кто знает, может именно сейчас надо прислушаться к этим словам?! Задуматься… Победа не всегда означает быть первым. Победа – это когда ты стал лучше, чем ты был.
Свою смерть она, кстати, предсказала безошибочно – 30 октября 1988 года. Кончина матушки была необычайно лёгкой и благородной. Словно венец всего жизненного служения угодницы, поскольку она завещала и после её смерти приходить на могилу за помощью. И, как оказалось, это были не просто слова. Тысячи людей уже на протяжении десятилетий в один голос подтверждают сотни необъяснимых фактов всё продолжающегося служения монахини. В день кончины матушки Алипии к её усыпальнице приходят тысячи людей – поклониться, поблагодарить, попросить о чуде исцеления. Полтора месяца осталось. Случайно или нет, но на 28 октября намечены выборы депутатов Верховной Рады, а 30-го будут оглашены их результаты.
«Поначалу матушка Алипия была похоронена на кладбище, но могилу неоднократно пытались ограбить и выкрасть чудодейственные мощи. Говорят, даже, что кто-то из Америки пытался завладеть останками угодницы Алипии.
18 мая 2006 года с благословения Владимира ‑ митрополита киевского и всея Украины, мощи матушки Алипии были обретены и перевезены на территорию свято-Покровской Голосеевской пустыни. На то место, где когда-то жила матушка и где сейчас возрождена обитель.
Особенно важно отметить, что многие исцелённые матушкой Алипией перерождались и внутренне, духовно, фундаментально. Это одно из главных отличий подвижников христианских от армии так называемых «целителей», рекламой которых пестрят бульварные издания. Там, где есть желание исцелиться, не меняя внутренней жизни, там высока вероятность встретить лукавого. Так что, ‑ закончил свой рассказ улыбчивый отец Никодим, ‑ православному человеку в купель Голосеевской Пустыни окунаться не престало. Купель эта имеет давнюю историю, но ныне она ‑ сектантская. Её захватили последователи Порфирия Иванова».
Мы перечить не стали. Одним из главных признаков зрелости духа является полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать. Старая тропа к Голубым озёрам была перегорожена монастырскими воротами и закрыта на замок. За оградой можно было наблюдать играющих детишек. Как бы не забыть, что ловля лягушек в ручье очевидно важнее каких-то промоченных ног.