Всё-таки отрезанные головы – моя специализация
Тайная секта внутри христианской церкви В дни летнего солнцестояния удалось выбраться на Мальту. Это небольшой архипелаг в Средиземном море, откуда до Африки, как от Киева до Умани, а Сицилия видна в хорошую погоду невооружённым глазом. Или ещё можно так сориентировать тех, кто фанатеет по футболу ‑ итальянский сапог пнул Корсику, потом Сардинию, сейчас пинает Сицилию, а следом пнёт Мальту.
Давно хотел посетить главный кафедральный собор мальтийских рыцарей – храм во имя святого Иоанна Крестителя, где выставлены полотна итальянского художника Караваджо: «Святой Иероним пишет» и «Обезглавливание святого Иоанна». Святой Иероним в нашей транскрипции звучит, как Ерёма. Помните поговорку «Ты ему про Фому, а он тебе про Ерёму». У англоязычных мальтийцев это звучало бы: «Ты ему про Тома, а он тебе про Джерри», то есть, про кота и мыша (Здесь был бы уместен «смайлик»).
Святой Иероним считается небесным заступником всех переводчиков перед Богом. Он известен тем, что первый перевёл Ветхий Завет с иудейского на латынь. Память святого Иеронима отмечается Католической церковью 30 сентября. Этот день был объявлен в 1991 году Международной федерацией переводчиков Международным днем переводчиков.
А вот со святым Иоанном всё гораздо сложнее. На момент запечатлённой на картине казни, в I веке Иоанн был более популярен и известен в Палестине, нежели Иисус. Христос лишь один из многих последователей Иоанна Крестителя.
Издавна свидетельство того, что человек обращён в христианство было простым. Оно называется крещением. И сегодня это первый шаг, ведущий в христианскую общину. Эта практика начинается около 30-го года нашей эры. Когда, как говорится в Библии, из пустыни явилась харизматическая фигура: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской. И говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! »(Еванглие от Матфея, глава 3, стихи 1-2). Иоанн призывает иудеев собираться у реки Иордан. Там он их крестит и смывает их грехи. У него сотни, возможно, тысячи последователей. Среди них появляется особенный человек – Иисус из Назарета.
Факт крещения Иисуса Иоанном – это одно из событий, как мы знаем, действительно произошло с историческим Иисусом. Это настолько обескуражило его последователей, что им пришлось преуменьшать значимость этого события. Трудно признать, что ваш Спаситель и Бог является чьим-то последователем, учеником. А именно это следует из факта крещения Иисуса Иоанном. Так что, прежде, чем начать самостоятельную деятельность, Иисус был учеником Иоанна.
Вскоре ученики Иоанна расходятся по всей Римской Империи. Не удивительно, что, согласно Еванглие и Деяниям, в городах расположенным на территории современной Турции, первые христиане видят людей, которые молятся в соответствии с указаниями Иоанна Крестителя и которые никогда не слышали об Иисусе.
Когда Иоанн находится в зените славы, царь Иудеи Ирод казнит его, увидев в популярности Иоанна угрозу для себя. Именно этот момент запечатлён на картине Караваджо «Обезглавливание св. Иоанна».
Впоследствии сторонники Иоанна Крестителя признают Иисуса миссией, появление которого предсказал Иоанн и вольются в число приверженцев новой христианской религии. За исключением самых стойких. В 350 году христианский писатель описывает встречу со сторонниками Иоанна, не признавших Иисуса мессией. Он пишет: «Выступил один из сторонников Иоанна и сказал, имея ввиду Иоанна: «Он – Христос, а не Иисус! (Откровения Климента, глава 1, стих 60)». Ко II веку нашей эры сторонники Иоанна уходят на север, на земли, расположенные на территории современного Ирака. Они называют себя мандейцами и живут уединённо и замкнуто. Сегодня во всём мире насчитывается до 100 тысяч мандейцев, они не признают Иисуса мессией, своим пророком мандейцы считают Иоанна.
Но есть сторонники Иоанна внутри самого христианства. Таковы рыцари-иоанниты – последователи учителя самого Учителя. По их заданию Микеланджело Караваджо написал картину «Обезглавливание св. Иоанна» для главного храма мальтийских рыцарей. Известно, что Караваджо был страстным игроком в ногомяч. В мае 1606 г., во время игры художник поругался с игроками команды-соперника и убил одного из них уже после матча. Разумеется, был вынужден бежать из Рима. В 1607 г. «добежал» до острова Мальта. За неполные два года художник успел написать на Мальте несколько работ, затем в уличной вооруженной стычке ранил рыцаря ордена госпитальеров, был заключен в тюрьму, откуда сбежал на Сицилию.
Караваджо в саркофаге
С работами Караваджо мне пришлось познакомиться практически в столь же криминальной обстановке. У нас в Украине, насколько известно, есть всего одна картина этого художника. Она называется «Взятие Христа под стражу» («Поцелуй Иуды»). В 2008 году её украли из одесского музея.
В то время в Министерстве внутренних дел Украины служил мой старинный товарищ – генерал Валерий Литвин. Он рассказывал, что картину Караваджо украли ночью из Одесского музея Западного и Восточного искусства. В музее спал один охранник, решёток на окнах не было. Сигнализация на окнах была акустическая, как в сельском киоске, да и она не сработала от старости.
Картину нашли лишь два года спустя в Германии. Арестованные похитители Караваджо ранее уже попадали в фокус внимания сыщиков, но сразу их причастность к хищению «Поцелуя Иуды» доказать не получилось. Наконец, удалось выйти на трёх украинцев, подозреваемых в незаконной продаже совершенно другого произведения искусства. У криминальных антикваров провели обыск. И нашли «Взятие Христа под стражу». После чего взяли под стражу самих похитителей этой картины. К величайшему сожалению, холст грабители грубо вырезали из рамы и свернули в «тетрадку». Из-за этого краска на холсте сильно отшелушилась по сгибам и потрескалась по остальному полотну. Повреждения настолько значительны, что отреставрировано это произведение искусства будет весьма нескоро.
Из-за всех этих напастей немецкие реставраторы, когда возвращали картину, запаковали «Поцелуй Иуды» так, что огромный ящик, запечатанный и скрепленный печатями германской прокуратуры, показался слишком угрожающим для службы охраны нашего Президента. Отдельная детективная история приключилась в итоге с одесской картиной Караваджо в германском аэропорту, но она требует особого рассказа…
Как привлечь культурного туриста
Жаль, что не настолько хорошо разбираюсь в искусстве, чтобы читать символику картин, но даже то, что очевидно ‑ заставляет надолго останавливаться в созерцании. Очень нравиться, как Караваджо использовал свет. Во всех, виденных мною «вживую» картинах, фигуры персонажей как бы выступают из темноты, источник света где-то за ними. Это придает некоторую резкость и, в то же время, проявляется дополнительная выразительность. Сильно впечатляют неожиданные яркие детали, словно выхваченные лучом из тьмы.
Недаром, Караваджо кто-то назвал не художником, а фотографом ‑ настолько его полотна точны в передаче деталей. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже есть картина Караваджо «Юноша с лютней». Так вот, по нотам, что лежат перед персонажем картины, можно сыграть популярный в Италии XVI века мадригал «Вы знаете, что я Вас люблю». И в тоже время, редкие современные фотохудожники могут не только передать детали, пластику, черты фигур, но и при этом упаковать в раму целую историю, сюжет, повествование со своими смыслами и аллегориями.
Мне нравится видеть ясный сюжет и человеческие образы, а не копошиться глазами в чужих галлюцинациях или абстрактных линиях и фигурах, как это приходится делать, рассматривая полотна сюрреалистов, абстракционистов, кубистов и прочих примитивистов. «Каждая картина, что бы она ни изображала и кем бы ни была написана, – утверждал Караваджо, – никуда не годится, если все её части не исполнены с натуры; этой наставнице нельзя ничего предпочесть». И лукавый амур, и юноша с лютней, и Ерёма с письмом, и палач Иоанна Крестителя, достающий из-за спины обоюдоострый нож – выглядят на полотнах Караваджо пугающе натурально, кажется, ещё немного ‑ и картина оживёт в 3D-фильм.
В 1999 году картина «Поцелуй Иуды», участвуя в выставке «Ночь в искусстве», организованной в Мюнхене, пользовалась очень большой популярностью. Рассказывают, что ежедневно возле неё собирались ценители искусства. Если бы было возможно, хоть как-то помочь реконструкции картины «Взятие Христа под стражу» и выставить её на всеобщее обозрение в наши дни в Киеве!
Просто задумайтесь, турист, приезжающий в страну ради того чтобы взглянуть на холст «неистового ломбардца» ‑ это человек совсем иного качества, нежели неистовый секстурист.
Посмотрите, на нашем берлинском фото, что снято в государственном музее, на изуродованный «Поцелуй Иуды» смотрит ангелочек с другой картины Караваджо «Амур Винсит Омния» ‑ «Всепобеждающая любовь». Мы любим Украину и всё у нас получится!