Киевлянин Кирилл Хомяков, 37, пришел в украинское подразделение крупнейшей в мире криптобиржи Binance (90 млн пользователей, суточный объем торгов $14,8 млрд) после многолетнего опыта на более традиционных менеджерских позициях. До криптоиндустрии он работал в Правэкс-Банке, Укрсиббанке, Пиреус-Банке, финтех-компании Fiserv Inc и, наконец, Госагентстве инфраструктурных проектов Украины.
Задача нового генменеджера– укрепить позиции криптобиржи в Украине и наладить контакт с властью.
Последнее – глобальная цель Binance, рассказывал в интервью Forbes СЕО компании Чанпэн Чжао. Биржа хочет вести лицензированный бизнес, платить налоги и помогать государствам бороться с отмыванием денег.
Получится? Forbes поговорил с Хомяковым о бизнесе и планах Binance в Украине и публикует отредактированную и сокращенную для ясности версию интервью.
Почему криптоиндустрия?
Я не искал целенаправленно работу, но когда увидел, что есть такая вакансия, то сразу откликнулся. Я мечтал работать в этой компании – Binance давно уже не просто криптобиржа, а экосистема, которая находится на переднем крае развития рынка криптовалют и блокчейна.
Назовите основные задачи, которые стоят перед вами на новой должности.
Во-первых, мы хотим предложить украинским пользователям самые новые, инновационные продукты и за счет этого увеличить нашу долю рынка, количество новых пользователей и объемы транзакций.
Во-вторых, совместно работать с регуляторами украинского финрынка и Минцифры над правилами для криптовалютного рынка в Украине.
В чем вы видите точки роста и возможности для заработка в Украине?
Мы планируем занять доминирующую долю рынка в Украине. Сейчас мы работаем над запуском в Украине платежной карты Binance с балансом в криптовалютах и автоматической конвертацией во время платежа. Карта будет реализована в коллаборации с нашими локальными партнерами.
Еще одно важное направление – цифровое искусство, которое можно продать и купить на маркетплейсе Binance NFT. Украина находится на третьем месте в мире по размеру маркетплейса по торговле NFT.
В ближайшее время анонсируем крутой проект – создание в Украине первого фан-токена одной известной спортивной команды. С помощью токенов футбольные клубы взаимодействуют с фанами и позволяют им принимать участие в ежедневных решениях клуба.
Кроме NFT, какие еще перспективные направления или продукты вы можете выделить?
Различные торговые инструменты: фьючерсы, депозиты, стейкинг и так далее. Мы активно развиваем Binance Pay – бесконтактные международные платежи в криптовалюте.
Также развиваем комьюнити разработчиков нашей технологии Binance Smart Chain и развиваем комьюнити в социальных сетях, чтобы персонализировать общение пользователей с биржей.
Какие есть трудности для развития крипторынка?
Если говорить об Украине, это отсутствие регулирования и правового поля. Регулирование позволит привлекать инвестиции, сюда зайдут многие международные компании, будут развивать локальные проекты, станет больше стартапов.
Если говорить о глобальных вопросах, то, конечно, это кибербезопасность. В 2021-м существенно выросло количество киберпреступлений, объемы составляют миллиарды долларов.
Мошенники используют передовые способы хищения данных и средств: фишинг, социальную инженерию, вирусные атаки и т.д. Мы предотвращаем атаки благодаря двухфакторной идентификации, обучению пользователей правилам безопасности и хранения средств на платформе. Нам важно соответствовать требованиям регуляторов и параметрам KYC/AML, ведь в криптосфере все еще находится большое количество «грязных» денег.
Что вы думаете о законе «О виртуальных активах», который был ветирован президентом?
Законопроект – это отправная точка. Сам по себе он не решает вопросы регулирования рынка. Главный посыл вето президента: не нужно создавать нового регулятора, нужно использовать имеющихся.
Все основные правки уже были внесены в закон. Мы ждем, что он будет принят ориентировочно в конце февраля — начале марта.
После, чтобы рынок заработал полноценно, необходимо принять ряд других законодательных изменений, различные подзаконные акты, нормативные документы про создание реестров, про методику выдачи лицензий, про методику штрафования и так далее. Главное – это изменения в Налоговый кодекс, которые принимаются на уровне закона. Наши ожидания, что до конца этого года будет создана полноценная регуляторная рамка.
Нынешняя редакция закона «О виртуальных активах» устраивает вас полностью? Вы не видите в нем никаких угроз для криптокомпаний, он выписан хорошо, профессионально?
На мой взгляд, закон правильный, необходимый. В мире пока мало практических примеров регуляции. Везде на том или ином этапе есть подготовка к регуляции.
То, что предлагают наши коллеги в Украине, считаю очень прорывным. Предлагается – и это очень правильно – определенный льготный период, чтобы не было налогового шока.
Как вы относитесь к идее о создании государственной криптовалюты, то, что уже сделал Китай и делают другие страны?
Очень позитивно. Главная позиция, что это не замена наличных или безналичных денег, а дополнительный инструмент, который позволит автоматизировать большую часть работы бизнеса, населения и государства.
Возможность использования CBDC анализируют и тестируют во многих странах мира. Мой прогноз – через три года почти во всех странах будет своя цифровая валюта. Но учитывая фокус Украины на развитие цифровой экономики, у нас это может произойти быстрее.