Деньги не пахнут: в Днепре мусорная реформа мэрии закончилась переделом рынка
Любые отношения коммунального предприятия с любыми субподрядчиками должны быть отражены в системе Прозорро. Однако ни одного тендера на вывоз и утилизацию мусора КП не проводило.
В сентябре 2018 года впервые за долгое время услуги по вывозу мусора от населения в Днепре стали оказывать городские коммунальщики. На смену частнику-монополисту «Днепрокоммунтранс» пришло КП «Жилсервис-2». Договор с КП, согласно официальным заявлениям на тот период, заключили на 8 лет.
Разговоры о важности перевода сферы в коммунальную плоскость в мэрии вели активно. Говорили о том, как плохо, когда мусор убирает частник. И как будет хорошо и выгодно отдать вывоз муниципалам.
-Мусоровозы, контейнеры, снегоуборочные машины рано или поздно, но все будут в городской собственности. Услуги будут оказываться по приемлемым ценам, и никто не будет диктовать нам свою волю, — писал на своей странице в ФБ в марте 2018 года мэр Борис Филатов.
Директор вытесненного с рынка ДКТ («Днепрокоммунтранс», — Авт.) Валерий Лубинский рассказывал в прессе о том, что еще в начале 2016 году новое городское руководство обратилось к нему с просьбой «поделиться» половиной бизнеса в обмен на повышение тарифов. На тот период в Днепре действовали тарифы еще 2011 года, и в ДКТ неоднократно обращали внимание горсовета на необходимость их пересмотра. Делиться бизнесом Лубинский не захотел, и тогда ему, по его словам, сообщили о скором «возврате» мусороперевозок под крыло мэрии.
Конфликт между ДКТ и горсоветом был достаточно затяжным. Перевозчику, согласно его заявлениям, «вставляли палки в колеса», тот в ответ писал жалобы и выступал в СМИ. Публичность Лубинскому, однако, ощутимой пользы не принесла: вывоз ТБО от населения у него таки забрали, объявив новый конкурс, во-первых, выписав его условия таким образом, что выигрыш ДКТ достаться попросту не мог. Во-вторых, проведя его по старым тарифам (и подняв их уже после конкурса, — Авт.), отбив таким образом охоту не только у ДКТ, но и у других фирм заявлять о своем участии.
Годом ранее мэрия пополнила уставной фонд КП «УРЭА», и то объявило тендер на закупку новых мусоровозов.
Историю этой закупки описывало много СМИ, и, в том числе, БюроUA. Тендер, заточенный под продукцию Ford, переносили несколько раз из-за жалоб не имеющих возможность принять в нем участие фирм. А после, судя по всему, ввиду активного публичного обсуждения этих самых тендерных заточек, пошли на хитрость и решением исполкома от 2 апреля 2018 года разрешили УРЭА взять 15 мусоровозов в лизинг. Авто были куплены у ООО «Современные грузовики» за 78,98 миллионов.
Договор лизинга действовал год. Стало быть, год КП «УРЭА» не имело права совершать с купленной техникой какие-либо действия. После, выплатив всю сумму банку, УРЭА передало технику на баланс «Жилсервис-2», и коммунальщики, укомплектованные новой техникой и купленными у тех же Современных грузовиков за 40 миллионов мусорными баками, через несколько месяцев отправились на городской конкурс.
«Свежие» мусоровозы и баки были не единственным залогом победы КП. «Накрутили» Жилсервису-2 и опыт оказания услуг по вывозу мусора.
Так, 1 июня 2018 года мэрия расторгла договор с ДКТ де-юре по причине несоблюдения тем договорных условий в части несвоевременного вывоза мусора. Причина у нерегулярного вывоза была – парализовавший движение в городе из-за слабо справляющихся с заносами коммунальных служб снегопад и, соответственно, сорванный график опустошения мусорных контейнеров во дворах. Но во внимание вескую причину брать не стали, более того – успешно воспользовались ей для разрыва отношений с частником.
Временные договоры на срок с 1 июня и до момента проведения конкурса заключили с коммунальными предприятиями «Жилсервис-2» и «ЖХ Самарского района». А те привлекли частника из сферы управления известных бизнесменов братьев Дубинских – ООО «Экосфера Днепр».
Субподрядчик, как сообщили тогда в мэрии, располагал 22 собственными мусоровозами. Машины фирмы Дубинских зачем-то тут же были брендированы в цвета коммунальной техники и вместе с новенькими мусоровозами Жилсервиса отправились убирать город.
«Экосфера Днепр» собственником 22 мусоровозов, к слову, не было. Машины предприятие взяло в аренду у еще одной фирмы Дубинских – «АТЦ 04092017». Цена аренды была заоблачной – от 105 000 до 118 740 гривен в месяц.
Данный договор в подтверждение наличия у субподрядчика «Экосфера Днепр» 12 единиц техники КП «Жилсервис-2» подавало на тендер Департамента гуманитарной политики Днепровского горсовета на вывоз и утилизацию мусора от городских школ, состоявшийся 26 июля 2018 года.
Для чего родные предприятия сдавали друг другу технику, да еще и по такой цене? Остается только догадываться, какую часть в составе цены «Жилсервис-2» на вывоз мусора от школ занимала стоимость аренды этих мусоровозов.
Зачем в мэрии тратили средства бюджета на брендирование чужой техники, если спустя два месяца ее место должна была занять техника выигравшего конкурс мусороперевозчика? Видимо, в горсовете хорошо знали, кто выиграет конкурс.
-Днепрокоммунтрансу было предложено: либо вы улучшаете качество обслуживания, меняете технику и баки на новые, и работаете по старому тарифу, либо тогда вам придется подвинуться в пользу других компаний, а также муниципальных предприятий, — говорил Борис Филатов во время «инспектирования» машин Экосферы Днепр накануне выхода тех на линию.
Тарифы, сообщил в тот день мэр, никто как не планировал повышать, так и не планирует.
Однако спустя всего три недели после смотра техники, 20 июня 2018 года, в горсовете уведомили громаду: росту тарифов таки быть.
-В действующем тарифе – 9,36 гривен с человека в многоквартирных домах и 11,24 гривны в частном секторе – не заложена рентабельность предприятия, что является нарушением закона, — говорили в мэрии. – Кроме того, с тех пор (с 2011 года, — Авт.) существенно изменились цены. Например, в нынешнем тарифе заложена стоимость топлива 4 гривны, а сейчас она порядка 30 гривен. К тому же следует учитывать, что если снова будет установлен тариф ниже экономически обоснованного, то мусороперевозчик вправе потребовать компенсации разницы из городского бюджета, и мы не сможем отказать. А разница может составлять порядка 2 миллионов гривен в месяц.
Шансы выиграть конкурс, отметили тогда в горсовете, выше у «Жилсервис-2» и «ЖХ Самарского района». У их подрядчиков, мол, и опыт есть, и мусоровозы. Да и у самого КП, напомнили чиновники, в лизинг куплены 15 единиц новенькой техники.
Плохо ли рядовому жителю Днепра от перехода сферы вывоза бытовых отходов из частных рук в коммунальные? Нет, выглядело обещанное даже заманчиво: с муниципального перевозчика вроде и спросить проще, и деньги в казне остаются, стало быть, будут идти на нужды громады, а не на «капитализацию чужой фирмы». Но, к сожалению, за красивым фасадом «возврата сферы мусороперевозок в город» скрывался банальный передел рынка в пользу других частных структур, в котором конфликт с Днепрокоммунтрансом был лишь стартовой ступенькой. При этом в убытке остался бюджет. И, стало быть, тот самый рядовой житель Днепра — налогоплательщик.
При этом в ситуации с «мусорной реформой» мы имеем несчастье наблюдать пассивную позицию горожан. Многие из них были искренне рады покупке мусоровозов и «передаче сферы вывоза мусора городу». И никому не было и нет дела, что по факту мы имеем дело с ситуацией, когда за деньги этих самых горожан купили мусоровозы и баки, амортизация, обслуживание и ремонт которых составил приличную часть увеличенного в 2,5 раза за счет все тех же жителей Днепра тарифа на вывоз мусора. А в выигрыше от «реформы» при всем при этом остался отнюдь не обещанный бюджет, и, значит, громада, а частное предприятие, по чьему-то хотению и велению назначенное выгодополучателем.
Новые обещанные тарифы в Днепре тогда утвердили решением исполкома Днепровского горсовета №1192 4 ноября 2018 года. Тарифы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов от населения составили: 110,77 гривен с НДС за куб.м. (было 35 гривен), от бюджетных организаций – 115,85 гривен с НДС за куб.м. (было 47,25 гривен), для коммерции – 135,16 гривен с НДС за куб.м (было 70 гривен).
Тот факт, что данный тариф не был предложен Жилсервисом на конкурсе, подтверждала и пояснительная записка к проекту решения, в которой говорилось я о том, что необходимость пересмотра действующих тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов была связана с «недостаточным возмещением фактических затрат исполнителей услуг».
-Существенное повышение цен на основные составляющие тарифа – горюче-смазочные материалы, электроэнергию и запчасти практически в 3,5 раза — существенно повлияло на себестоимость услуг по перевозке ТБО и КБО (крупногабаритных бытовых отходов, — Авт.). Таким образом, для приведения в соответствие действующих тарифов, победителем конкурсапо определению исполнителей услуг по вывозу бытовых отходов были разработаны экономически обоснованные расчеты себестоимости услуг, — было указано в пояснительной записке.
Получилась, как видите, занятная вещь. Вначале коммунальщики в качестве участников конкурса заявили, что могут вывозить мусор по действующему тарифу, а уже спустя два месяца, учитывая «существенное повышение цен на ГСМ, электроэнергию и запчасти», тариф был увеличен в 2,5 раза. Существенное повышение цен произошло за октябрь-ноябрь? Нет. Так, может, городскому совету стоило пересмотреть тарифы до конкурса, тем самым обеспечив бОльшую конкуренцию и, соответственно, более широкое пространство выбора? Фирмы Дубинских после конкурса 2018 года никуда не делись, и на тот период продолжили вывозить мусор на субподряде у Жилсервиса. Что, собственно говоря, не странно. Подать на конкурс информацию о наличии мусоровозов «Жилсервис-2» не могло. Как мы писали выше, с баланса УРЭА на баланс Жилсервиса мусоровозы могли быть переданы только с конца апреля 2019 года. Взять их в аренду при действующем договоре лизинга с банком Жилсервис не мог. Иными словами, на конкурс «Жилсервис-2» могло подать только информацию о наличии субподряда, выступая таким образом исключительно прокладкой между деньгами населения и частным бизнесом.
-Победитель конкурса имеет право, при желании, заключать субподрядные договоры без проведения соответствующих конкурсов по согласованию с организатором конкурса, — значилось в конкурсной документации 2018 года.
Абсурдно, но факт: по информации наших источников в налоговой, муниципальными мусоровозами, пока те находились на балансе КП «УРЭА», последнее оказывало платные услуги по вывозу мусора субподрядчикам Жилсервиса. В частности, фирме «Экология-Д», которая пришла на смену ООО «Экосфера Днепр» в январе 2019 года. Кстати, с 1 же января 2019 года мусоровозы «АТЦ 04092017» перекочевали в аренду Экологии-Д. Соответствующие документы о субподрядчике и наличии у субподрядчика мощностей КП «Жилсервис-2» подавало на тендер Департамента гумполитики от 21 июня 2019 года.
Любые отношения коммунального предприятия с любыми субподрядчиками должны быть отражены в системе Прозорро. Однако ни одного тендера на вывоз и утилизацию мусора КП не проводило, отчеты о заключении договора с «Экология-Д» или «Экосфера Днепр» не публиковало. Каким образом и почему Жилсервисом были выбраны на субподряд именно фирмы Дубинских? Ни у кого другого не было возможности вывозить мусор? Как ни парадоксально, но именно так и объясняли происходящее в мэрии.
-Что бы ни рассказывали жулики от бизнеса, но в Украине нет лишних мусоровозов. Нет. Никаких и ни у кого, — писал мэр Борис Филатов, представляя горожанам частного подрядчика Жилсервиса в мае 2018 года на своей странице в Фейсбук.
Но то ли мусоровозы у кого-то в нашей стране тогда таки появились, то ли коммунальному предприятию кто-то настойчиво посоветовал опомниться, и все же оформить через Прозорро отношения с субподрядчиком, вот только 12 февраля 2019 года «Жилсервис-2» объявило тендер на вывоз и утилизацию бытовых отходов в городе до конца 2019 года, на сумму 199 180 399 гривен. На тендер КП был выставлен весь объем мусора, вывозить который коммунальщики обязались по конкурсу.
Тендер, однако, так и не провели. Судя по всему, из-за того, что ситуация привлекла повышенное внимание и критику общественности. И в мэрии решили пойти по иному пути – несмотря на обещание отдать сферу вывоза мусора коммунальщикам на 8 лет, провели новый конкурс.
И вот теперь, с 1 июня 2020 года услугу по вывозу ТБО от населения в Днепре оказывает тот самый субподрядчик Жилсервиса-2 — предприятие «Экология-Д».
Конкурс был проведен 4 мая 2020 года. Участниками были «Экология Д» и КП Каменского горсовета «Каменское автотранспортное предприятие 042802».
Объявление о проведении конкурса было опубликовано в газете «Наше місто» от 2 апреля 2020 года №14/1 (4061/1).
Сноска 1 означает вкладыш. В свое время БюроUA подробно писало об этих вкладышах, реализуемых только по подписке. Таким образом, круг читателей, которые могли узнать о предстоящем конкурсе, был существенно ограничен.
Зачем, спрашивается, бюджет тратил деньги на закупку мусоровозов и баков, если сфера вывоза мусора пробыла под муниципалами столь ограниченный срок? Не логично ли требовать технику и баки у частника, который пришел на рынок с целью заработка денег? И где, спрашивается, сейчас эти авто и контейнеры? По информации БюроUA, аккурат в аренде у Экологии-Д.
По данным наших источников в налоговой, в октябре 2020 года Экология-Д заплатила Жилсервису-2 за аренду пластиковых баков 42 632,36 гривен с НДС, в ноябре 2020 – 220 267,20 гривен, в декабре 2020 – 220 267,20 гривен. Аренда авто в период с мая 2020 по декабрь 2020 года составила в общей сложности 42 831 326,35 гривен с НДС.