Предприниматели будут обязаны записывать данные о приходе-сбыте продукции в ручном режиме
Уже в ближайшее время в Украине может вступить в силу новый порядок учета товарных остатков для физлиц-предпринимателей "общесистемщиков", а также для тех плательщиков единого налога, кто относится к т.н. "рисковым" группам деятельности (торговцев ювелирными украшениями, лекарствами и изделиями медицинского назначения, сложной бытовой техникой).
Ведение учета поступивших в продажу товаров не станет для них абсолютным новшеством, но из-за отсутствия утвержденного порядка и формы учета каждый предприниматель сейчас осуществляет его по своему усмотрению.
Это регулярно приводило к спорам между бизнесом и налоговой относительно того, какие первичные документы, подтверждающие прием товара, должны были хранить субъекты хозяйствования.
Из-за отсутствия некоторых "бумажек" налоговики могли выписать штраф в двукратном размере от стоимости товара. С введением же четкого порядка учета такие разночтения будут ликвидированы, говорят авторы изменений.
Придется нанимать новых работников
С необходимостью упорядочить данную сферу соглашаются и собеседники UBR.ua – однако, по их мнению, предложенный вариант порядка приведет к существенному росту расходов на налоговое администрирование из-за накопления гор "бумажной макулатуры".
Проблема в необходимости вести отдельный реестр (форму) поступлений, сбыта и перемещений товаров (в т.ч. между принадлежащими предпринимателю торговыми точками) – из-за количества информации, которую будет нужно вносить в реестр, части "фопов" для заполнения формы потребуется нанять отдельных сотрудников.
Продавцы ювелирных изделий заявляют, что в случае принятия документа в нынешнем виде, их расходы возрастут минимум на $1-2 тыс., в зависимости от числа торговых точек.
Эти траты им придется закладывать в цену своей продукции, которая в итоге подорожает, рассказали нам в Союзе ювелиров Украины.
Когда ожидать новаций
Проект соответствующего приказа впервые был опубликован 5 апреля этого года. После обсуждения его доработанный вариант был согласован Государственной регуляторной службой 11 августа (решение №387).
Как объяснила UBR.ua юрист и бухгалтер Оксана Грабовская, до окончательного вступления в силу документа осталось лишь несколько шагов – подписание его непосредственно Минфином (скорее всего, это произойдет не позднее середины сентября), а также его регистрация в Минюсте.
Если никаких препятствий не возникнет, то заработать документ должен уже этой осенью.
Приказ "даст по рукам" налоговой
Необходимость данных новаций в Минфине обосновывают "правовой неопределенностью" и "недоразумениями", которые возникают между Государственной налоговой службой (ГНС) и бизнесом при осуществлении проверок.
Установленная форма и порядок учета не позволит контролирующим органам по-разному трактовать нормы законодательства, считают в ведомстве.
Оксана Грабовская указывает, что сейчас "фопы" сохраняют первичные документы, которые позволяют идентифицировать поставщика и получателя – к примеру, накладные.
В отдельный регистр сведения о приходе и сбыте продукции, из-за отсутствия порядка, не вносятся – хотя требование делать это содержится в законе №265 о применении РРО.
Однако не редкость, когда налоговики во время проверок расширяют требования к предпринимателям: запрашивают дополнительные документы, например, чеки, считая накладные недостаточными для подтверждения покупки. Или, на основании нормы закона №265, просят показать заполненную форму учета поступившей продукции.
В случае отказа ГНС может выписать штраф – за продажу неучтенных товаров он установлен в двойном размере от их стоимости. Для "рисковых" ФЛП-единщиков, которые продают драгоценности, электронику и другие дорогостоящие товары, размер санкции может быть очень высоким.
Как вспоминает президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб, в 2008-2009 годах налоговая могла выписывать штрафы, которые достигали почти $1 млн – на каждого "фопа", говорит эксперт, приходилось от 778 тыс. до 7,502 млн грн ($97,5 тыс. и $937 тыс.).
Тем не менее неправомочность наложения санкций на рисковых ФЛП за несоблюдение правил бухучета давно признали украинские суды, в том числе Верховный суд, говорит Грабовская.
В своих решениях они также исходили из того, что из-за отсутствия порядка учета "рисковым" ФЛП достаточно хранить накладные о приходе товаров. Как считает Грабовская, знают о судебной практике и контролирующие органы, но игнорируют ее на случай неосведомленности предпринимателя.
Утвержденный порядок, отмечает юрист, "даст налоговой по рукам" и лишит инспекторов лазейки для необоснованных штрафов.
Расходы бизнеса вырастут
Порядок дает широкие возможности для выбора первичных документов, подходящих для учета, и при этом устанавливает четкие критерии к ним.
В частности, объясняет Дмитрий Выдолоб, проект приказа Минфина разрешает использовать для учета товарных остатков любые первичные документы, по реквизитам которых можно идентифицировать получателя и отправителя.
В документах должны быть указаны идентификационный код физлица или предпринимателя (укр. аббревиатуры РНОКПП и ЄДРПОУ), либо серию и номер паспорта (если они отказались от идентификационных кодов по религиозным соображениям).
Среди первичных документов в приказе упоминаются накладные, транспортные документы, грузовые таможенные декларации, акты закупки, фискальные и товарные чеки.
Однако урегулирование списка документов, по мнению опрошенных нами экспертов, стало одним из немногих плюсов проекта приказа Минфина.
Согласно порядку, накладные и чеки являются неотъемлемым дополнением к форме учета – всю информацию из первичных документов необходимо будет заносить в нее фактически в ручном режиме, хотя допускается как электронная форма учета (любая по выбору субъекта хозяйствования, например, excel-таблица), так и бумажная.
В Минфине, согласно анализу регуляторного акта, приложенному к приказу, уверены, что обязанность переписывать данные из накладных не вызовет трудностей у предпринимателей и не потребует от них дополнительных расходов.
"Работники субъектов хозяйствования и/или сами ФЛП уже ведут своеобразный учет оборота товаров, который является частью их хоздеятельности, принимая на хозяйственных объектах товарно-материальные ценности, сопровождающиеся соответствующими первичными документами, и сверяя номенклатуру и количество полученного товара по реквизитам документов", – сказано в обосновании приказа.
Оксана Грабовская, не соглашаясь с последним и называя выбранную систему учета товаров неудачной, объясняет, что для записи в тетрадку всех накладных, возникающих при операциях с товарами, многим ФЛП необходимо будет нанять отдельного сотрудника.
Особенно проблема станет актуальна для "фопов" с большой "текучкой" товаров.
"Интернет-магазину, который размещает товары контрагентов, эти товары передают, к примеру, на ответственное хранение по комиссионному договору. И все это нужно будет записывать, а у него таких "ФЛП "миллиард". Когда я представляю себе, какая появится бумажная волокита у "фопов", торгующих на Prom.ua или "Розетке", мне дурно становится", – говорит Грабовская.
Учет перемещений товара между точками
"Крайне обременительной" для ФЛП разработанную Минфином процедуру назвал и президент Союза ювелиров Дмитрий Выдолоб. Больше всего нареканий у него вызывает требование вносить в реестр данные о перемещении товаров даже между отдельными торговыми точками предприниматели.
"Ювелирные изделия часто "перебрасывают" из одного магазина в другой. Каждый раз "фоп" будет вынужден поднимать первичные документы и вносить изменения в форму. Тут не обойтись без наемных бухгалтеров – оплата их услуг, а также доплата работникам за учет товаров на отдельных точках, сильно увеличит расходы. Если у ФЛП есть три магазина, то точно минимум до $2 тыс.", – полагает Выдолоб.
По его мнению, ювелирам придется поднять стоимость товаров на 15-20%. Однако это необходимо будет не столько для погашения административных затрат, сколько для страхования от коррупционных и штрафных рисков – ведь штраф в двукратном размере стоимости товара за его продажу при отсутствии первичной документации все еще действует, добавляет эксперт.
Зачем нужен учет товаров "в тетрадке"
Сама идея переписывания данных из накладных в отдельную "тетрадку" вызывает сомнения в целесообразности.
По мнению Грабовской, для упорядочивания этой процедуры достаточно было бы хранения утвержденного перечня "бумажек". Появление отдельного документа, где они будут храниться, не несет в себе "никакой дополнительной информации и лишь тратит время ФЛП".
Юрист убеждена, что не позволят нормы приказа добиться и другой задачи, которую ставят власти, – побороть контрабанду. По ее мнению, для этого необходимо контролировать таможню – "в отношении пяти-семи пунктов контроля это сделать легче, чем в отношении 1,2 млн предпринимателей", полагает эксперт.
Однако, как считает гендиректор Ассоциации предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) Юрий Пероганич, учет товарных остатков, особенно в "рисковых" группах деятельности, необходим – ведь контрабанда завозится в Украину не только через пункты пропуска на границе, но и на всем ее протяжении.
В то же время выгода от продажи нелегальной электроники, появляющаяся за счет экономии на неуплате 20% НДС, слишком велика, чтобы остановить поток контрабанды. Эксперт отмечает, что на рынке электроники объем нелегального рынка составляет 30-40%. В немалой степени – благодаря фактической возможности торговать нелегальной и неучтенной техникой через ФЛП.
Их, добавляет Пероганич, нередко используют крупные компании для снижения своих налоговых затрат.
В то же время, как указывает Дмитрий Выдолоб, в ювелирной отрасли борьба с контрабандой не может служить оправданием введению учета товаров для ФЛП – ведь он уже осуществляется на уровне специализированных предприятий при Минфине.
Ведомство располагает информацией о всех импортных драгоценных украшениях, так как после ввоза их необходимо отправлять на дополнительное пробирование и клеймение, резюмируют ювелиры.