- Какие основные версии произошедшего в Кабуле сейчас рассматриваются?
- Основная версия для американцев одна - это то, что "Исламское государство" и другие подобные террористические группировки проверяют, что в новых условиях им будет позволяться. Надо понимать, что победа "Талибана" в Афганистане опасна не только самим фактом победы, но и тем, что международный джихад - так называемая коалиция международных исламистских организаций - получила новое усиление. Они увидели, что они могут быть успешными. Поэтому теперь подобные ситуации мы будем наблюдать практически по всему миру. Исламисты и другие радикалы будут проверять систему на то, будет ли она реагировать или нет.
- Могут быть здесь какие-то другие заинтересованные стороны в этих терактах? Говорят, что это может быть выгодным для Российской Федерации. Имеет ли эта версия право на жизнь?
- Конечно. Если взять тот же кейс "Талибана", то в последние восемь лет он полностью спонсировался и во многом даже проводил тренировки на территории и с территории Пакистана. То же можно сказать о различных малых группировках исламистов в Центральной Азии, которые спонсируются и поддерживаются агентами ФСБ и вообще Российской Федерацией, а также о многих организациях Леванта, которые спонсируются и поддерживаются Ираном.
Безусловно, теперь поддержка международного терроризма возросла не только на идейном уровне, но и на уровне государственном. Поэтому в этом аспекте, несмотря на то, что "Исламское государство" в последние годы действительно проседало и в военном отношении было довольно слабым, можно сказать, что в этом конкретном случае, возможно, им кто-то и помог.
- Раздались взрывы и в Казахстане, который находится недалеко от Афганистана. И многие люди эвакуируются именно в страны Средней Азии. Эти случаи тоже могут быть связаны?
- Действительно, могут. Как мы уже говорили, Центральная Азия имеет террористические группы и террористические ячейки, которые поддерживаются Российской Федерацией. Для Российской Федерации сейчас очень удачно создать образ слабой Америки и слабого Афганистана, которые не могут защитить тех граждан, которые им доверились, и таким образом поддержать свою позицию как условного миротворца и условной сильной руки в регионе. Поэтому действительно, это может быть связано. И не только тем, что это одна организация терактов, а тем, что это одна заинтересованная сторона.
- До 31 августа должна закончиться эвакуация из Кабула. Возможны еще такие случаи или даже эскалация?
- Насколько мне известно из доклада американской разведки, то они рассматривают возможность повторения подобных терактов и не только в Кабуле, но и на пограничных пунктах, и на других пунктах эвакуации населения. Поэтому сейчас американцы до 31 числа допускают не только нанесение ответного удара, но и общее усиление собственного контингента в Афганистане для того, чтобы завершить процесс эвакуации.
- На фоне этих событий вскоре должен состояться визит президента Зеленского в США. Повлияет ли это на встречу Байдена и Зеленского и каким образом?
- Здесь интересная ситуация. Нам до сих пор неизвестно, как Байден будет использовать информационно встречу с Зеленским. Ранее у Байдена была довольно устойчивая тенденция: при наличии определенного проблемного трека - в этом случае Афганистана - переключать внимание общественности и своих оппонентов на более оптимистичные и позитивные треки. В этом ключе многие мои американские коллеги говорили о том, что Байден, вполне вероятно, использует визит Зеленского, как переключатель, чтобы на фоне негатива из Афганистана показать, что у нас также есть внешнеполитические успехи.
И это в целом для Украины, я бы сказал, было бы очень положительно, так как на фоне Афганистана Байден будет пытаться подать нас, как некую историю успеха.
- То есть речь о том, что Украина будет отодвинута на дальний план, сейчас не идет?
- Представим такую ситуацию, Байдена сейчас все ругают за то, что он покинул Афганистан, и Афганистан - недоработанный кейс. И на этом фоне он отбрасывает Украину или определенным образом отступает. Что говорят его оппоненты и, прежде всего, русские? Вот опять повторение Афганистана. С геостратегической точки зрения нет резона бросать Украину. С точки зрения личного имиджа Байдена у него тоже нет причин отвергать Украину и прекращать поддержку, потому что это похоронит его имидж как политика.
Читайте также: Сейчас не в интересах Украины проводить встречу Зеленского с Байденом - американский эксперт