Зарплаты учителей растут, но не слишком быстро, высокооплачиваемость профессии каждый понимает по-своему, а иностранным вузам разрешили открывать филиалы в Украине, но они почему-то не спешат этого делать. Происходят ли какие-то изменения в образовании, на чьи деньги собрались открывать дорогой президентский университет и как МОН готовится к новому учебному году в условиях пандемии, рассказал в эксклюзивном интервью «Слово и дело» министр образования и науки Сергей Шкарлет.
Каковы перспективы возвращения к дистанционному образованию с сентября 2021 года?
По состоянию на сейчас, в принципе, перспектив нет.
Но осень у нас связана с похолоданием: в межсезонье всегда растет количество заболеваний. Не только ковидом, но и обычными острыми респираторными болезнями. Это – первая особенность. И вторая особенность, которая может повлиять на возвращение к дистанционному образованию – это распространение штамма Дельта, всех других новых штаммов коронавируса, которые вообще возникают в мире. Поэтому вероятность всегда есть, в любом случае.
Все зависит от нас, от нас с вами.
Сегодня есть норма, инициированная Министерством здравоохранения, поддержанная нами, что при наличии 80% вакцинированного педколлектива учебные заведения будут учиться в полноформатном варианте в желтой, оранжевой и даже красной зонах.
Сколько учителей к 1 сентября планируют вакцинировать?
Область от области по-разному... У нас сегодня, например, в Киевской области 90% вакцинировано.
Дошкольное образование, средние учреждения внешкольного – 31% уже вакцинировано в целом. Но есть заведения, где 90% вакцинированы, есть заведения, где 70%, есть заведения, где 7% вакцинированы. Страна не однородна.
Я на днях, например, был в Житомире, Житомирский городской совет и коллеги, которые отвечают за образование, очень положительно восприняли то, что есть норма о 80%, которая позволяет даже в красной зоне выходить на очный процесс обучения. Это стимулирует родителей, и уже родители могут стимулировать педколлективы для того, чтобы вакцинироваться и выводить детей на полноформатное обучения. В образовании контактов очень много. Дети меньше болеют, но они являются потенциальными переносчиками этого вируса.
Вы сотрудничаете с МОЗ по поводу того, чтобы вакцинировать подростков?
Ну, мы можем только контактировать с МОЗ, потому что это вопрос и Всемирной организации здравоохранения, и разработчиков вакцин и профессиональных врачей – по вакцинации подростков. Я знаю, что по вакцине Pfizer какие-то шаги уже идут по этому поводу, но это не наш профильный вопрос, потому что мы по образовательному процессу, а не по медицине.
Какое будущее Всеукраинской школы онлайн?
Всеукраинская школа онлайн не разрабатывалась исключительно как спасение для обучения в условиях карантина.
Мы рассматриваем любое дистанционное образование не как инструмент постоянного обучения, а как дополнительный инструмент расширения образовательных возможностей для получения тех или иных конкурентных преимуществ при изучении того или иного материала.
К тому же, Всеукраинская школа онлайн рассматривается как инструмент выравнивания качества образования между городом и деревней, между городом и маленьким городком: например, между центральными городами-миллионниками и маленькими карпатскими селами, где не по всем дисциплинам преподаватели являются профильными, условно говоря, преподаватель читает по 7-8 смежных дисциплин.
Для того, чтобы как раз этот процесс выравнивания происходил, загружены эталонные уроки, которые позволяют даже преподавателю по дисциплине, которая не является профильной, сформулировать наполненность образовательной программы нужного урока именно по эталонному полноформатному режиму. Это как приложение. И спасение, если придется перейти на полностью дистанционное обучение. Для того, чтобы образовательный процесс не остановился.
Вы в одном из интервью еще до принятия бюджета на 2021 год говорили, что на санитайзеры и маски для учебных заведений необходимо более 26 млрд грн. Но в то же время в бюджете заложили только 1 млрд субвенции на все регионы вместе.
Это немного разные вещи.
Да, но кроме этого миллиарда больше нет финансирования из государственного бюджета на эти цели. Ни непосредственно для МОН, ни для регионов. Не считаете ли вы, что это несправедливо по отношению к местной власти? Они получают от государства лишь миллиард, а потребность – такая большая.
Это разные вещи. Миллиард – это так называемая ковидная субвенция, но именно на обеспечение средствами дистанционной связи, ноутбуками, компьютерами. Для того, чтобы сформировать возможность организовывать образовательный процесс именно в период, например, жесткого локдауна. На 1 июля, насколько я знаю, только остатков субвенций по регионам Украины – 6,8 миллиардов.
Нет информации о том, что средствами индивидуальной защиты, дезинфекторами сегодня не обеспечены. Конечно, мы рассчитывали, была потребность 26 млрд гривен. При этом 13 планировалось из государственного бюджета, 13 – за счет местных бюджетов. Но при этом даже 13 млрд софинансирования (мы общались с Ассоциацией городов Украины) – это большая неподъемная цифра. Поэтому, учитывая, что у нас большая часть прошлого года работала в дистанционном режиме, есть определенная экономия, которую сегодня можно использовать на обеспечение этими средствами. Критической проблемы нет.
Приближается 1 сентября для первоклассников, дети идут в Новую украинскую школу, но каждый район, каждая школа по-своему трактуют, какие документы нужны, чтобы доказать, что ребенок действительно проживает около выбранной школы. Родители жалуются, что иногда даже недостаточно справки из ОСМД – нужно, чтобы соцслужбы приходили на обследование квартиры, где проживает ребенок. Не считаете ли вы, что министерство должно точнее регламентировать эту процедуру?
Зачисление в 1 класс на 2021/2022 уже произошло. Алгоритм зачисления на сайте есть.
На следующий год мы сделаем разъяснительное письмо.
Но, знаете, эта проблема в тех городах-миллионниках или в так называемых густонаселенных районах города, где переполнены классы. Возможно, именно за престижную школу борются... В целом по Украине такой проблемы нет.
Я вам свой пример приведу: сегодня я живу и работаю в Киеве. Я сам работал до этого в Чернигове, ребенок мой – в школе в Чернигове, по месту регистрации. Если так сложились мои жизненные обстоятельства, мои служебные обстоятельства, что я должен переехать сюда, мне что, бегать теперь по ЖЭКам, собирать справки?
Так родителям и приходится бегать.
Я думаю, что мы разъяснение сделаем такое. Объективно согласно действующему законодательству, в соответствии с порядком выпишем, и сделаем рекомендательное письмо обязательно.
Какова позиция министерства, ваша личная, на счет проведения уроков сексуального воспитания детей? Они нужны или нет?
Ребенок в любом случае должен быть гармонично развит. Когда-то в Советском Союзе это была запретная тема, неудобная. Но недостаток информации негативно отражается потом на обществе. Это обычная во всем мире тема, которую никто не нарушает так остро. Она имплементирована в нормальную жизнь специфическими уроками. У нас, например, есть уроки «Я, мое здоровье, моя жизнь», «Защити себя от ВИЧ»... Это – тоже сексуальное воспитание, это определенная культура взаимоотношений между мужчиной и женщиной, это жизненные нормальные естественные вещи, которые имплементированы в определенные базовые программы образовательные, и ничего страшного здесь нет.
То есть, потребности в отдельной дисциплине нет?
Ну, у нас есть несколько дисциплин: и основы здоровья, и биология, и целый ряд факультативных курсов – «Школа против СПИДа», «Взрослей на здоровье»... Оно все есть. Вы знаете, есть определенные ограничения по времени, когда ты можешь ученика загружать в течение недели. У нас есть еще химия, биология, физика, математика, физическое воспитание, труд, изобразительное искусство, пение... 30 часов в среднем на все дисциплины, за каждый час учителя «дерутся» – много всего не охватишь. Поэтому есть интегрированные образовательные программы, интегрированные курсы, которые в рамках, например, биологии, основ здоровья формируют специфические темы...
Но видите, это в обществе рассматривают как альтернативу: мол, если уж на христианскую этику найдутся лишние часы, то почему бы не посвятить их сексуальному воспитанию детей?
Еще раз подчеркиваю: основы этики, а не христианской этики.
По сексуальному воспитанию – есть основы здоровья и биология. Это же не школа сексуальная какая-то. В рамках общеобразовательной программы для всестороннего развития такой элемент.
Всемирный банк выделяет 200 млн долларов на сокращение количества вузов в Украине...
Это не сокращение, а оптимизация сети.
Но количество же будет сокращено.
Прежде всего, надо аудит провести. В проекте Всемирного банка так и написано: сначала – аудит.
Оптимизация сети не говорит о том, что будут выброшены студенты, будут выброшены преподаватели: возможно, дублирующие функции надо убрать. Конечно, это нормальный объективный процесс. Мы ухватились за этот проект Всемирного банка, но при этом уже два года работает формула финансирования высших учебных заведений, которая побуждает учреждения высшего образования объективно относиться к укрупнению, к оптимизации. Такие процессы идут.
За эти полтора года 8 таких оптимизационных мероприятий были уже сделаны – и ничего страшного, никто не проиграл. Все двигаются, находят возможность для совершенствования.
Итак, 200 млн долларов от Всемирного банка идет на оптимизацию вузов, а с другой стороны – более 250 млн долларов на создание президентского университета. Имею в виду 7,2 миллиарда гривен по курсу, о которых говорится в концепции создания этого университета.
Ну, конечно, нужны определенные средства на то, чтобы сформировать точку перезагрузки системы высшего образования. Потому что в рамках того законодательства и той системы, которая сейчас работает по обеспечению функционированию высшего образования, мы Гарвард и Оксфорд не построим.
Будет отдельный закон «О президентском университете». Это будет возможность показать, каким образом будет развиваться дальше система высшего образования. На примере одного заведения, но с закладкой элементов распространения этого опыта.
Мы же не упрекаем ни Гарвард, ни Оксфорд, правда? Но они живут совсем по другим законодательным нормативам, чем те, которые есть, например, в Украине. Поэтому, возможно, стоит показать пример. У нас не все ректоры, не все руководители, не все учебные заведения хотят терять комфортную среду обитания в том или ином состоянии. Но надо и обществу показать, что возможен и такой вектор развития. Тогда само общество, – и родители тех студентов, и сами студенты – будут подталкивать к тем изменениям, которые должны состояться. Поэтому президент абсолютно верно такую концепцию заложил.
Пусть никого не пугает 7,2 миллиарда гривен. Это 7,2 миллиарда на два года, с оборудованием. Но при этом, уже сегодня рассматривается целый перечень инвесторов из разных стран, в том числе и из США. Потенциальные инвесторы уже обращались, чтобы участвовать в софинансировании.
Собственно, я и хотела спросить об источниках финансирования. Это будут частные инвесторы?
В части био- и нанотехнологий есть уже некоторые инвесторы, которые готовы присоединиться и к возведению здания, и к приобретению оборудования... В аэрокосмических технологиях – то же самое...
Очень серьезные инвесторы, в том числе, из представителей нашей диаспоры в США, в Канаде, которые сами выразили желание, присоединиться в качестве государственно-частного партнерства. Потому что заложены очень приемлемые для иностранных инвесторов и бизнеса условия, когда, например, результаты достижений и наработок тех же студентов и преподавателей могут быть коммерциализированы: на правах роялти могут возвращаться в качестве прибыли. Это – нормальная мировая, европейская практика.
В той же концепции перечислены индикаторы успешности внедрения. Но все они рассчитаны на 5 лет. Очевидно, что в то время вы уже не будете министром, и Владимир Зеленский, возможно, уже не будет президентом. Есть ли какие-то более обозримые, краткосрочные, индикаторы успешности проекта?
На сегодня концепция утверждена. На согласовании у центральных органов исполнительной власти – все необходимые документы по созданию проектного офиса, уже уточненный проект у нас есть. Есть амбициозные планы начать строительство, то есть, даже видимые индикаторы есть.
То, что на 5 лет – это правильно. Лучший индикатор – это качество выпускников, которые оттуда выйдут. Насколько они востребованы, насколько они по крайней мере конкурентны на рынке труда.
А для того, чтобы этот проект не остановился из-за возможной смены власти, и привлечен бизнес. Именно в качестве государственно-частного партнерства. Если бизнес вложит туда деньги, то в любом случае бизнес будет пытаться эти средства превратить в определенную выгоду. И будет рассчитывать на длительное сотрудничество в части развития тех или иных инициатив. Это самый главный, пожалуй, предохранитель.
В апреле Минобразования похвасталось, что правительство утвердило необходимое постановление и теперь лучшие иностранные вузы смогут открывать филиалы в Украине...
Это есть, кстати, в программе кандидата в президенты Владимира Александровича Зеленского.
Есть ли какой-то спрос у иностранных учебных заведений? Как много желающих за этот период нашлось? Сколько учебных заведений уже подали заявки на получение лицензии?
К нам обращался Аризонский университет, университет Зигмунда Фрейда (медицинский университет австрийский из Вены) – с ними переговоры мы вели. Пока реально в министерстве еще нет ни одной заявки на получение такой лицензии, но по крайней мере первые переговоры мы уже ведем.
Правительство планировало обеспечить реализацию финансовой автономии высших учебных заведений. На каком этапе сейчас находится законопроект? Почему его до сих пор не внесли в парламент?
Это сложный вопрос. Финансовая автономия – это нужно из государственного бюджета забрать спецфонд, который есть в заведении высшего образования: основательная серьезная сумма. Сегодня идут некоторые консультации, конструктивные консультации с профильным комитетом Верховной рады по вопросам образования, науки и инноваций, с Минфином. Это всегда очень болезненный вопрос – разделение средств государственного бюджета. Консультации продолжаются в конструктивном духе, не так быстро, как хочется.
Существует формула финансирования учреждений высшего образования, которая позволяет уже сегодня иметь частичную финансовую автономию, а также побуждающие элементы к саморазвитию, в том числе в вопросе финансовой автономии. Это и укрупнение, это и формирование сквозных образовательных программ, и приобщение стейкхолдеров, и будущее трудоустройство выпускников.
Сроки конкретные по законопроекту вы не готовы сказать?
А кто сегодня хотя бы по одному законопроекту скажет сроки? Есть законопроекты, которые, мы надеялись, быстро выйдут – а они задерживаются. А были очень тяжелые: например, по лицеям – и наоборот, очень быстро прошли.
До конца 2021 года действует временный порядок присуждения степени доктора философии. Что будет в следующем году? Будет ли снова продлен предыдущий порядок?
Разработан новый проект порядка. Он был у нас на общественном обсуждении, мы направили его на экспертизу в Научный комитет Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий. Он существенно, думаю, не изменится, тем более что нареканий никаких из действующего временного порядка у нас почти нет. В большей части он сохранится такой, как есть.
Президент в предвыборной программе обещал, что профессия учителя станет престижной и высокооплачиваемой. По каким критериям вы определяете престижность и высокооплачиваемость? Насколько вырастут зарплаты преподавателей в следующем году?
Все, что в министерстве делается в течение последнего года, делается исключительно на положениях программы президента Украины.
Еще в этом году почти на 9% вырастет зарплата учителей. У нас на сегодня только средняя зарплата педагогов уже почти в 2,4 раза больше, чем уровень минимальной зарплаты. Средняя зарплата в образовании может сравниться со средней зарплатой в экономике.
Очень важно, что в концепцию роста заработных плат заложена возможность самого учителя заработать себе дополнительно 20% к заработной плате за счет процедуры сертификации учителя в начальной школе. Чувствуешь, что твои способности намного выше, чем, например, у коллеги – можешь пройти процедуру сертификации. Например, в 2019 году 705 учителей успешно прошли такую сертификацию – их подавалось около 900. В 2020 году – прошли сертификацию 902 педагога. На 2021 еще продолжается сертификация, около 1800 – людей подались. Конечно, их подается не так много, но с каждым годом количество желающих растет. Но ты сам себе можешь на 20% увеличить зарплату, это неплохая сумма.
Кроме этого, утвержден порядок повышения квалификации педагогических, научно-методических работников, что тоже дает возможность повысить свой статус, увеличить заработную плату. Важно, что мы сделали демонополизированную процедуру повышения квалификации. Раньше это было только в государственных учреждениях – сегодня есть общественные организации, другие организации, тренеры из которых проучились в Европейском Союзе, и в рамках новых условий, в том числе, дистанционного обучения, могут гораздо лучше давать основы повышения квалификации для учителей, чем прежние, скажем так, государственные учреждения, которые в некоторых случаях читают по методикам Советского Союза. Они, может, и неплохие, но время идет, надо меняться, обновляться.
Кроме этого, государство заложило еще на 2021 год 400 млн гривен на мероприятия по повышению квалификации учителей. Это большие средства.
У нас утвержден новый стандарт учителя заведения общего среднего образования, у нас есть стандарт директора школы ... Это как раз о престижности. Чтобы не только иметь профессию учителя, но и работать в тех условиях, чтобы ты сам чувствовал, что твоя профессия является престижной.
Но вы понимаете, «высокооплачиваемая» профессия – это слишком неточное и субъективное определение. Всегда будут недовольные.
Конечно, понимаю. Мы работаем над тем, чтобы профессия учителя действительно была высокооплачиваемая.
Можно сравнить с другими странами. Например, Литва: зарплата педагогов 1100-1500 евро в месяц, плюс раз в год премия – 100% от зарплаты.
А есть страны, где вдвое меньше, чем у нас получают зарплаты. И таких много. Почему мы берем Литву?
Украина же не отстает по заработным платам учителей. Конечно, хочется больше, конечно, мы работаем над тем, чтобы было больше. Конечно, президент поддерживает ту программу, которая есть. Только в 2020 году у нас рост был на 8%, уже 20% роста в 2021, и еще почти 9% будет рост в декабре этого года.
Конечно, престижность работы учителя я полностью поддерживаю. Хочется всегда, чтобы зарплаты были больше. Объективно образовательная отрасль просто очень большая, мультипликатор очень сложный. Если мы повышаем даже на 1%, учитывая то количество учителей, количество учебных заведений, которая есть, этот мультипликатор работает на очень большие средства.
Мы же должны понимать, что волшебной палочки нет. Должны понимать, что бюджет – не резиновый. Есть еще и медицина... Никто не ожидал, что будет ковид. Это очень большой вызов, на который, конечно, нужно очень много средств. А еще у нас война идет... Мы же страна, которая воюет. Независимо от того, хотим мы или нет, мы должны беречь свои границы.
И партия «Слуга народа», и президент в предвыборной программе обещали, что государственные и частные учебные заведения получат равные права. В чем это заключается? Какие права имеются в виду?
А на сегодня даже частные учебные заведения могут получать государственный заказ. То есть, даже финансирование из государственного бюджета этого года частные учреждения получают. Те, кто не побоялись, пошли – все получили довольно приличное количество мест государственного заказа.
Высшие учебные заведения частной формы собственности не подпадают под Prozorro... Это, значит, наоборот, притеснены государственные учреждения.
Частные школы, детские сады – вообще лучше развиваются. Возможно, теперь у государственных нет столько прав?
То есть, не равные права?
Не равные права, конечно.
Поэтому и идет речь о финансовой автономии. Для того, чтобы позволить им равные права с частными заведениями.
Еще одно президентское обещание из программы: «сократить административную надстройку учебных заведений». Что именно имеется в виду? Что такое административная надстройка и сокращается ли она сейчас?
Это касается принятия, прежде всего, закона «О среднем образовании».
Сокращение и оптимизация сети учреждений, создание опорных школ и филиалов, укрупнение учреждений полного общего среднего образования минимум до 400-500, а то и больше, детей. Для того, чтобы полностью сформировать более качественный преподавательский состав, за счет расчетного коэффициента наполненности классов. Например, не две-три школы по 40-50-70 детей, а одна школа. Не четыре директора, а один. Меньше завучей, условно говоря... Это и есть административная надстройка, которая съедает большинство средств.
Мы внедрили электронные дневники, электронные журналы. Есть та самая Всеукраинская школа онлайн: там, где ученик сам может сформировать себе индивидуальный кабинет работы с учителем и формировать план работы уже даже без технического персонала, без расписания – индивидуально наполнять себя знаниями, согласно с пробелами в знаниях.
Самое главное – это доступность, качество и непрерывность образования. Это и есть те административные препятствия, которые мы сегодня снимаем. В том числе, благодаря информатизации и диджитализации.
Интерактивные музеи науки будут во всех крупных городах, как обещал президент? Нам ответили на запрос, что заявки на открытие интерактивных музеев науки в МОН подали только Луцк и Полтава.
Музей в Мариуполе у нас открывается. Малая академия наук – очень интересная программа по Мариуполю. По Львову открытие происходит. Полтава действительно подавала заявку, но там область будет одно делать, а университет будет делать другое. В Нежине планируется на базе государственного университета очень интересный музей.
Я на прошлой неделе в Житомире был, который не подавал заявку. В Житомирской политехнике. Заехал – меня очень поразило. Он сделан в большей степени силами самих студентов-энтузиастов с преподавателями. Я вам рекомендую поехать посмотреть.
Фото: Елена Тян