Доплатим за лишние метры: получать субсидию украинцы будут по новым соцнормам
Власти вполовину уменьшат нормы потребления "коммуналки". За ними снизится и размер субсидии.
Минсоцполитики предложило снизить на 50% социальные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, на которые рассчитывается размер субсидии. Ведомство подготовило соответствующий правительственный законопроект.
Отметим, что начиная с весны 2020-го соцнормы (предельная площадь квартиры, месячное потребление энергоресурсов и т.д.) были увеличены на 50% по причине введения карантина.
Сейчас, в преддверии отопительного сезона, в Минсоце решили, что такие послабления больше неактуальны из-за улучшения эпидемиологической ситуации в стране.
По мнению опрошенных UBR.ua экспертов, возвращение соцнорм к докарантинному уровню не лишит потенциальных субсидиантов госпомощи, однако снизит размер субсидии.
Сверх какой квадратуры денег не дадут
Социальные нормативы – это предельный объем потребленных жилищно-коммунальных услуг, на который предоставляется субсидия.
Размер скидки определяется как разница между суммой всех ЖКУ за месяц и обязательным месячным платежом конкретного домохозяйства. Каким он будет, можно приблизительно подсчитать по следующей формуле:
Среднемесячный доход домохозяйства на каждого члена семьи (к примеру, в семье из 4-х человек, получающей в месяц 20 тыс. грн., на одного человека приходится 5 тыс. грн.) необходимо поделить на прожиточный минимум (2189 грн с 1 декабря 2020 года). Полученную сумму поделить на 2 и умножить на 15%.
Таким образом в вышеприведенном примере домохозяйство должно заплатить за ЖКУ 17,1% от своего общего дохода, или 3420 грн. Если за коммуналку "нагорит" 4000 тыс. грн, то государство выделит на покрытие оставшейся суммы 580 грн.
Однако это приблизительная формула, так как она не учитывает тех самых социальных нормативов.
Первый и главный из них – площадь жилья. На каждое домохозяйство предусмотрено 35,22 кв. м. + 13,65 кв. м. на человека – таким образом социальный норматив для семьи из 4-х человек составит 89,22 кв. м.
Но с учетом 50% увеличения, утвержденного весной прошлого года, покрываемая субсидией площадь квартиры для такой семьи составляла 133,8 кв. м. – это фактически максимально возможная площадь квартиры, которой могут владеть субсидианты (владельцы квартиры площадью более 130 кв. м. не имеют права на данный вид госпомощи).
Доплатим за лишние метры
Если полуторное увеличение отменят, то, например, семье из 4-х человек, которая проживает в квартире на 100 кв. м., субсидию будут рассчитывать на 89,22 кв. м., а за оставшиеся 10 "квадратов" придется заплатить "по полной программе", объяснил UBR.ua исполнительный директор "Экономического дискуссионного клуба" (ЭДК) Олег Пендзин.
"Речь не идет о том, что после отмены 50% увеличения соцнорм субсидианты лишатся субсидии. У них просто увеличится сумма дополнительных платежей за избыточную площадь, и они должны будут доплатить в платежке за сверхнормативные объемы квадратных метров", – говорит Пендзин.
В то же время социальные нормативы определены для всех видов жилищно-коммунальных услуг, включая объем потребления тепловой энергии, природного газа, электричества и т.д. С их полным списком (без учета 50% увеличения) можно ознакомиться тут.
Так, норма потребления природного газа на отопление составляет 4 куб. м. на 1 кв. м. отопляемой площади, а с весны 2020 года – 8 куб. м.
Таким образом, если зимой 2020-2021 семья из 4-х человек, проживающая в квартире площадью 100 "квадратов", могла израсходовать на отопление до 800 куб. м. метана, и все равно в итоге получить субсидию на весь потребленный объем энергии, то в случае принятия проекта Минсоца максимально на отопление домохозяйство сможет потратить 356,9 "кубов" (89,22 кв. м. × 4 куб. м.).
На объем сверх этого субсидия насчитываться уже не будет.
У государства не хватает денег
Предложение профильного министерства изменить соцнормы объясняется одной фразой – "учитывая эпидемиологическую ситуацию". Это довольно спорное обоснование, полагает глава Союза потребителей коммунальных услуг Украины Олег Попенко.
"Карантин и "ковид" никто не отменял. "Улучшение эпидситуации" должно быть зафиксировано отдельным постановлением Кабмина, которое отменит карантин. Тогда и постановление и 50% увеличение можно отменять", – считает Попенко.
Эксперт выразил мнение, что в Минсоце поспешили с отменой послаблений еще и потому, что эпидемиологическая ситуация может ухудшиться осенью. В целом, считает Попенко, перспективы утверждения законопроекта сейчас не ясны.
Однако, указывает Олег Пендзин, у властей есть более существенные причины для фактического снижения денежной социальной помощи на ЖКУ.
"Три года назад средняя цена газа, с транспортировкой и всем остальным, составляла 8,5 грн/куб. м. Тогда в госбюджете было выделено на субсидии 72 млрд грн. Сейчас, при средней цене газа по годовому контракту в 8 грн/куб. м. и с транспортировкой до 2 грн, фактическая цена голубого топлива достигает 10 грн/куб. м. А выделено на субсидии в госбюджете лишь 37 млрд грн. Денег катастрофически не хватает", – подчеркнул Пендзин.
Получить субсидию станет сложнее
По мнению Олега Пендзина, сейчас власти избрали путь уменьшения трат по субсидиям. Идут они к этому не только через снижение размера помощи для ее получателей. Регуляторы также вводят дополнительные преграды, чтобы снизить общее количество субсидиантов.
Как напоминает Пендзин, в мае власти устранили спецкомиссии при районных госадминистрациях, которые в индивидуальном порядке рассматривали вопрос назначения субсидии.
Такие комиссии были нужны для проверки индивидуальных обстоятельств, которые стали поводом для отказа претенденту в предоставлении помощи. Например, не имеют права получать скидку на ЖКУ официально нетрудоустроенные граждане, не имевшие дохода и не состоящие на учете в Гослужбе занятости.
Однако, если подать заявку на проверку в комиссию, ее члены могут осмотреть материально-бытовые условия претендента и сделать вывод, что субсидия ему все же полагается, например, в связи с тем, что он не имел дохода из-за "сложных жизненных обстоятельств, вызванных болезнью".
Подробный список исключений – в пунктах 14-15 постановления КМУ о порядке назначения субсидии.
"30% субсидиантов получали субсидии через комиссии при райгосадминистрациях. Там рассматривали вопросы, связанные с количеством прописанных, с тем, что у людей были большие затраты на лечение. Но теперь комиссий нет, и люди, которые не подпадают под жесткие требования нормативного документа, не смогут получить субсидию", – констатирует Пендзин.
На пороге коллапса
В то же время после ликвидации местных комиссий теперь подавать заявление на получение субсидии при наличии спорных вопросов нужно в органы соцзащиты населения – это, заверял премьер-министр Денис Шмыгаль, позволит даже ускорить процесс рассмотрения заявок.
С другой стороны, полагает эксперт в сфере ЖКУ Мария Яковлева, системе расчета субсидий в принципе грозит коллапс из-за перехода энергорынков Украины на рыночные условия и отмены фиксированных цен ЖКУ.
"Раньше цены на газ и электроэнергию регулировались государством, и у соцслужб была информация о фиксированной стоимости ЖКУ. Сейчас каждый субсидиант придет в соцслужбу со своей ценой – 10, 15 грн/куб. м. Но что делать государству? Просто принимать и погашать? Порядок действий не отображен ни в одном нормативном документе. Субсидиарную систему не подготовили к переходу на рыночные цены жилищно-коммунальных услуг", – высказала мнение Яковлева.