Поэтому властям вместо того, чтобы закрывать ковидные больницы, нужно готовиться к новой вспышке эпидемии. Об этом в эфире Апостроф Live рассказала министр здравоохранения (2019-2020 гг) Зоряна Скалецкая.
- Более полутора миллиона украинцев получили первую дозу вакцины, и более 300 тысяч полностью завершили иммунизацию. Как вам эти цифры и в целом ситуация с центрами вакцинации?
- Центры вакцинации сами по себе были хорошей идеей, которая давно практикуется во многих странах мира. Очень удивляет, почему так долго мы стартовали с этими центрами. Второе - это то, что эти центры вакцинации несколько уводят нас от того, что было обозначено в дорожной карте, принятой в декабре. Тогда как и во всем мире было решено, что мы определяем те группы населения, которые в первую очередь должны быть вакцинированы, у которых наибольшая вероятность тяжелого течения болезни и смертельного исхода. Было определено четыре этапа, и мы должны двигаться по ним.
А сейчас, параллельно с этими этапами, мы вакцинируем всех желающих, и вся эта дорожная карта, стратегия сместилась на то, чтобы показать количество. Помните эту советскую пятилетку за два дня? Возможно, это тоже может быть стратегией: чем больше будет провакцинировано, тем меньше будет циркулировать вирус и меньше людей бы болели. Но это надо озвучивать.
- Как вы думаете, смена руководства в Минздраве связана с этим изменением стратегии? Или это параллельные процессы, которые не связаны?
- Я думаю, что это другое. Темпы вакцинации не были хорошо проработаны, например, как мы первый этап закрываем, по каким критериям мы определяем, что переходим к следующему этапу? Общее количество провакцинированных на этих этапах было настолько низким, что все международные партнеры говорили: "Что происходит? Мы вам по COVAX почему должны давать больше вакцин, если вы не можете те, что есть, быстро использовать?". И тогда у многих возникло понимание, что надо показать количество. Количество может быть дополнительным аргументом в процессе вакцинации, но не ключевым.
На осень мы ожидаем новую волну, и если мы не вакцинируем необходимое количество людей из критических групп, они окажутся в больницах в тяжелом состоянии. И что у нас сейчас будет в приоритете - вакцинация тех, кто хочет получить сертификат и летом поехать отдохнуть, или чья-то жизнь, которая может оборваться осенью?
- А параллельно не идет вакцинация приоритетных групп населения?
- А усилия? Мобильные бригады направлены больше на коллективную вакцинацию. А региональные департаменты здравоохранения сосредоточены на статистике, которую надо показать. И это не плохо, но тогда нам нельзя перепрофилировать назад ковидные больницы, потому что осенью снова будет вспышка, а судя по темпам, люди из зоны риска не будут вакцинированы до осени.
Мы должны готовить медицинскую систему, а у нас наоборот назад возвращают отделения, то есть закрывают их ковидную специализацию. И получается так, что те, кто более сознательный, записывается на вакцинацию, приходит в центры - тот получает, а все остальные готовьтесь к тому, что было осенью прошлого года.
- НАН отчиталась о вдвое меньшем количестве заражений коронавирусом в Украине. Я так понимаю, мы сейчас говорим о летнем периоде, который с чем связан - с сезонностью и вакцинацией? Или исключительно сезонность здесь играет роль?
- На сегодня мы больше можем говорить о сезонности. Уменьшается количество контактов, летом дети и студенты не ходят в школу и вузы. Но мы видим и другое: снижаются требования. Уже можно собираться в концертных залах и в клубах, контактность увеличивается. Поэтому среди эпидемиологов есть такое предположение, что рост произойдет раньше осени - где-то в июле.
У нас очень часто у людей складывается впечатление, что пандемия - это когда у нас вводят жесткий локдаун, а только его отменяют, то вируса нет. Но он есть постоянно. Сейчас опять в супермаркетах очередь друг к другу - даже метра нет, хотя просили полтора метра дистанции. Уже люди забывают, они устали - есть такое. Это действительно закономерно. И мы видим, что сейчас будет лето - еще больше коммуникаций между собой, еще меньше дистанции. Распространение вируса может интенсифицироваться раньше осени.
- В России власти заявили об очередном резком росте случаев заболевания коронавирусом. Эта история является продолжением мысли о том, что увеличивается количество контактов? Не грозит ли это нам?
- Здесь нужно больше информации относительно того, имеет ли место, например, распространение нового активного штамма. Но это действительно один из ключевых моментов того, почему нужно соблюдать элементарные правила, о которых уже второй год мы говорим, - маски, дистанция и дезинфекция. Этого может быть достаточно для того, чтобы мы не имели такой вспышки.
Мы можем говорить о том, что из всех 12 тысяч мутаций, которые были зафиксированы в течение этого периода, четыре являются достаточно активными. Но никто не исключает того, что появятся новые. Пока мы не вакцинируем большинство населения во всем мире, так будет продолжаться.
Но у нас, например, уже давно сняты ограничения для ресторанов и спортзалов. А Франция, будучи на жестком карантине, когда даже между определенными регионами нельзя было передвигаться без необходимости, только в июне позволила ресторанам внутри принимать посетителей. Они постепенно отменяют ограничения. Не зря же с 1 июля в ЕС сказали, что внедрят ковид-паспорта. Почему? Для того, чтобы люди имели понимание, что эти ограничения, которые у них были месяцами, снимут после того, как они привьются, чтобы у них был стимул идти вакцинироваться.
- Работа центров вакцинации продолжается: люди идут, люди хотят. Мы видим, что, например, в Хмельницком в этих центрах были те, кто попадает в группы риска, достаточно пожилые пациенты.
- Но это прежде всего связано с их волеизъявлением.
- Возможно, дети помогли.
- Да, но это не потому, что местные власти, социальные работники обошли всех пожилых людей, рассказали им эту информацию, объяснили и даже сопровождали их до этих центров для того, чтобы люди с хроническими заболеваниями или пожилые люди, которые не успели, не смогли, прошли эту вакцинацию.
Теперь давайте рассмотрим другие моменты. Они готовы с 9 до 18 работать в выходной день, когда у людей может быть необходимость поехать, например, к родственникам в деревню. Почему нельзя работать с 8 до 20?
- У вас есть ответ на этот вопрос?
- Это вопрос к местной власти, которая вместо того, чтобы поставить, например, две бригады, ставит одну и говорит, что и так нормально. Люди видят большую очередь и откладывают вакцинацию на следующие выходные, потому что сейчас у них дела. А в следующие выходные опять что-то не складывается, и так далее. Поэтому мы должны предлагать больше возможностей, и центры - это одна из них. Но работа этих центров тоже должна быть максимально доступной. В чем проблема поставить две мобильные бригады?
Роль местных властей в организации массовой вакцинации очень велика. Правительство также должно включаться в процесс, максимально стимулировать, проводить совещания, спрашивать, помогать. Очень часто это может быть несогласованность между двумя управлениями в пределах области, и тогда два министерства могут помочь это скорректировать.
- В наших эфирах медицинские эксперты высказывали такое мнение, что центры вакцинации вне больниц не очень хорошо, если человек не уверен в реакции организма на вакцину. По вашему мнению, объективны такие опасения?
- Нет. Во-первых, в мобильных бригадах работают медицинские работники. И где бы они не совершали медицинские манипуляции, есть определенные протоколы, которые они должны соблюдать. Например, после вакцинации необходимо 30 минут находиться под наблюдением медицинских работников, просто посидеть в зале ожидания. Если у человека наблюдаются определенные проблемы, медики отреагируют.
Во-вторых, в полномочиях организаторов таких центров есть возможность организовать рядом дежурство машины скорой помощи, чтобы в случае необходимости быстро среагировать. Вакцинация не является критической и опасной для здоровья, как, например, спортивные соревнования. На подобных мероприятиях всегда дежурит машина скорой помощи.
В-третьих, в поликлиниках также есть кабинеты прививок, но это не значит, что там есть реанимационные отделения. Преимущественно их там нет, и все равно надо будет вызывать скорую и везти в больницу, если что-то случится. То есть говорить, что поликлиника, где есть медицинские работники, является более гарантированным местом, чем центры вакцинации, где есть те же медицинские работники, просто стены другие - нельзя.
- А вот с точки зрения безопасности, чтобы все было правильно обработано, это зависит от медиков?
- Это, во-первых, зависит от медиков. Во-вторых, я скажу, что такие центры вакцинации предусматривают большее пространство для людей и меньшую скученность. Они могут быть далеко друг от друга. Пространство, где проводят вакцинацию, достаточно большое, и расстояние между столами велико. А вы вспомните наши коридоры в поликлиниках, кучу людей и отсутствие кислорода. То есть на самом деле даже с точки зрения дистанцирования такие центры вакцинации являются более безопасными.
- Вернемся к сертификатам. Мы уже много раз упоминали CoronaVac, которого в списке разрешенных в ЕС нет. Как тут быть?
- Страны ЕС имеют право расширить этот список. Особенно те страны, для которых туристический бизнес является важной статьей наполнения бюджета, например, Греция. Сейчас происходит процесс принятия решения во Франции о расширении этого перечня и включения туда CoronaVac. На самом деле и ЕС может так же расширить, когда будет больше информации о той или иной вакцине, ведь она постоянно обновляется. И можно ожидать, что туда войдет CoronaVac.
Почему паспорта вводят только с 1 июля? Потому что информация до конца месяца точно будет обновляться. Да и сам сертификат дает три варианта: можно вакцинацию, можно ПЦР-тест, а можно тест на антитела. Даже в тех странах, где 60% вакцинированы, есть люди, которые имеют противопоказания.
- А как доказать, что ты имеешь противопоказания?
- Поэтому сертификат будет иметь три опции. Человек, который имеет противопоказания, может всегда сделать ПЦР-тест.
- Если человек часто путешествует по работе или просто, он же не всегда может себе позволить делать каждый раз ПЦР-тест. И если человек имеет право не вакцинироваться из-за здоровья?
- Тогда остается только ПЦР-тест. Когда мы говорим о командировке, тогда это является частью расходов работодателя. Во-вторых, человек, который переболел, имеет возможность пройти тест на антитела.
- То есть пока нет галочки "не может вакцинироваться"?
- Нет, такого нет, потому что лицо, которое не может вакцинироваться, может заболеть и может быть носителем вируса. В чем цель этих сертификатов? Не в том, чтобы придумать кому-то статус лучшего человека. Речь идет о том, чтобы таким образом уменьшить контакты людей, которые могут быть носителями в данный момент определенного вируса. Есть такие страны, которые будут требовать и справку о вакцинации и ПЦР-тест, поэтому не всегда одного сертификата будет достаточно. И устраивать панику из того, что с 1 июля те, кто не вакцинированы, перестают быть свободными в передвижении, не надо.
- В июле этого года свои ковид-сертификаты планирует запустить и МОЗ Украины.
- Наш электронный сертификат должен быть продолжением или расширением того сертификата, который будет введен в ЕС. Напомню, что в феврале этого года фактически этот сертификат был впервые запущен и испытан в Нью-Йорке для нескольких спортивных соревнований и одного концерта. Полностью вся эта модель была отработана еще в феврале.
Именно эта модель теперь будет повторена в ЕС, а мы фактически должны в нее интегрироваться. Опять же, на сегодня действуют международные санитарные правила, это документ, который работает на весь мир. Есть очень универсальные в этой сфере документы, обязательные для всех стран. Этот документ предусматривает такой международный сертификат о вакцинации. Уже в Украине мы можем их оформлять и выдавать, независимо от того, когда заработает электронный сертификат в ЕС и в Украине соответственно. Сегодня даже те предприятия, которые должны были отправлять своих работников за границу, уже сами распечатывали эту справку согласно этому международному документу. У нас так получается, что сертификат как справка о вакцинации, или ПЦР-тест, или тест на антитела.
- Есть бумажный сертификат, а есть электронная версия?
- Да. В "Дии".
- Они действуют параллельно или как?
- Это аутентичные взаимозаменяемые версии.
- Что еще нужно?
- Все.
- Просто какой-то из этих вариантов показываешь на границе. А как они его верифицируют?
- Сегодня такое уже происходит и на украинской границе. Сканируется QR-код, который пересылает в электронную систему, и там отображается, что владелец кода вакцинирован или есть отрицательный ПЦР-тест. В Украине есть система "Электронное здоровье", куда вносится вся информация. Не нужно будет искать того врача, который вводил это в компьютер, а надо будет просто ввести идентификацию лица - фамилия, телефон - и система сама подтянет. Даже если вы делали прививки на предприятии или в центре вакцинации, можно будет у своего семейного врача проверить - он зайдет и все увидит.
- Вернемся к работе центров вакцинации. Как центры вакцинации прививают тех, кто получил первую дозу вакцины раньше? У них есть нужные вакцины?
- Сегодня как происходит: того, кто получил первую прививку AstraZeneca, информируют о том, что пришло время вакцинироваться. В каждую область должна быть развезена AstraZeneca в соответствующем количестве, согласно информации, сколько в этой области было вакцинировано именно этим препаратом в первый раз. Аналогично - по Pfizer. На всех, кого сейчас вакцинируют, такое же количество на центральных складах откладывается для второй прививки, чтобы потом не было проблем с поиском. То есть это уже задача центральной власти - все это спрогнозировать заранее для того, чтобы всем всего хватило.
- В этих центрах вакцинации можно получить и первую, и вторую дозы?
- На сегодня мы говорим, преимущественно о первой. Но если было договорено, то можно сделать и вторую дозу. Вторую прививку нужно более координировать с семейным врачом, у него уточнять, или с координатором вакцинации в регионе.
- На границе с Польшей, например, начали вакцинировать трудовых мигрантов и студентов. Примечательно, что в пунктах используют вакцину, одобренную в ЕС.
- На самом деле так происходит во многих странах. Там вакцинируют бесплатно всех желающих, даже если они просто на две недели приехали по делам или к друзьям. Это не такая большая финансовая потеря для страны, это скорее поощрение и создание безопасной здоровой среды для всех граждан.
- Глава Минздрава Виктор Ляшко заявил, что уже в сентябре украинские разработчики должны отчитываться о вакцине от коронавируса. Давайте поговорим о перспективах и реалиях украинской вакцины. Сколько она нам будет стоить, не получится она дороже?
- Я предлагаю разделить этот вопрос минимум на два блока. Первое - это разработка. В мире разрабатывалось около 60 вакцин, и только несколько дошли до производственной линии. Еще 50 - на этапе завершения исследований. Когда, как и насколько это будет успешным? Будет благоприятный исход - тогда можно будет говорить, что вакцина действительно разработана.
Второе - это собственно о производственных мощностях. На сегодня в Украине стоит вопрос не только разработки вакцины от коронавируса, но и любых других, но наши мощности фактически свернуты. Следовало бы думать о том, что в Украине можно производить вакцины хотя бы по патентам других производителей. Это второй блок, не менее сложный и требующий еще больше инвестиций, в частности, частного сектора и инвесторов.
Украинские разработчики имеют потенциал. Давайте мы посмотрим, к какому результату они придут и какие клинические исследования они успеют пройти к тому моменту, когда можно будет сказать: "Хорошо, теперь давайте перейдем к вопросу производственных линий".