Поэтому каждый спонтанный локальный конфликт на фронте может перерасти в большую войну со вторжением на территорию Украины. И хотя высокопоставленные чиновники страны-агрессора продолжают нагло заявлять, что Россия заинтересована в стабильности и процветании нашего государства и вообще она за мир во всем мире, ни у кого нет сомнения, что шантаж и провокации будут только усиливаться.
Этот тезис в интервью «ФАКТАМ» несколько раз повторил Андрей Илларионов, президент Института экономического анализа, известный российский экономист, бывший советник Путина (с 2000 по 2005 год), давно и последовательно выступающий с резкой критикой кремлевского режима. Он считает, что события могут развиваться по негативному для нас сценарию, и осенью Украина может столкнуться с серьезными испытаниями. Аргументов в пользу своих взглядов он привел немало.
«Путин воспринимает Байдена как слабого президента, не способного выдержать его натиск»
— Андрей Николаевич, последние несколько недель мы находились в колоссальном напряжении из-за стягивания российских войск к границе и в оккупированном Крыму, а также обострения на Донбассе, который Путин уже семь лет использует как плацдарм для постоянного давления на Украину. Вероятность масштабного наступления действительно была очень большой. Однако на днях министр обороны России Сергей Шойгу поручил отвести войска на места постоянной дислокации. Теперь мы задаем друг другу вопрос: что это было вообще?
— Это был первый этап российской военной кампании 2021 года. Он начался 21 января, длился три месяца и сейчас завершен. Следующий может возобновиться через некоторое время. Самый опасный этап придется на сентябрь.
— А что будет в сентябре?
— К этому времени давление на Украину существенно возрастет, по сравнению с ним нынешнее давление может выглядеть относительно скромно. Почему первый этап этой кампании не предполагал развертывания широкомасштабных военных действий и почему вероятность таких военных действий гораздо выше в начале осени? По нескольким причинам.
Первая причина. В марте-апреле Путин сосредоточил у украинских границ российские войска, численность которых недостаточна для крупномасштабного наступления. По оценкам Главного управления разведки ВСУ, у украинских границ и в Крыму было накоплено от 89 до 110 тысяч российских военных. К сентябрю их будет больше, ведь в России и Беларуси будут проводиться крупномасштабные учения российских и белорусских вооруженных сил «Запад — 2021».
Вторая причина. Сейчас войска подтягивали к российско-украинской границе демонстративно открыто. Так серьезные наступления не готовят. Поэтому с самого начала, когда в соцсетях стали выкладывать фотографии и видео перемещения подразделений, стало ясно, что это часть демонстрационной «войны нервов», но не подготовки настоящего наступления.
Третья причина. В мае-июне на территории Европы запланированы учения стран НАТО Defender Europe — 2021. Хотя в них участвуют всего 28 тысяч военных (что в разы меньше численности российских войск, уже сосредоточенных вдоль украинской границы, и тем более планируемых к сосредоточению осенью), это самые крупные учения Альянса с 1990-х годов. В любом случае, пока натовские войска будут проводить маневры, а небольшая группировка американских войск физически находится в Европе, крупномасштабных военных действий Путин не начнет.
Четвертая причина. К сентябрю будут достроены обе ветки газопровода «Северный поток-2». В датских водах осталось протянуть 12 из 49 километров ветки В (всего 26 километров в датских и немецких водах) и около 85 километров ветки А. Как только газопровод будет введен в эксплуатацию, можно не сомневаться, что «Газпром» по тем или иным причинам прекратит перекачку газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС). И вот тогда интерес Европы к защите суверенитета и территориальной целостности Украины радикально снизится, а геополитическое положение Украины заметно ухудшится. Путин, естественно, не будет рисковать развязыванием крупномасштабного кризиса до завершения строительства газопровода.
Пятая причина. Хотя публичное объявление Путиным об объединении с Беларусью, запланированное на 21−23 апреля, в очередной раз сорвалось, не исключено, что в оставшееся до сентября время это все же удастся сделать. Тогда фронт давления на Украину увеличится еще на тысячу километров.
Поэтому зимне-весенний кризис 2021 года — это серьезная, но все же лишь подготовка к главному этапу российской военной кампании, запланированному на конец лета — начало осени.
— Чем обусловлены эти сроки? Выборами в Госдуму? Чтобы предъявить российским избирателям очередную «победу»?
— Выборы в Госдуму в логике Путина существенной роли не играют. Хотя, конечно же, лишней такая «победа» (если ее добиться) не будет. Главных факторов два.
Ключевой фактор — это смена хозяина Белого дома в январе этого года. С точки зрения Путина, Байден — слабый президент. В отличие от сложного и непредсказуемого Трампа, от которого было непонятно какой реакции ожидать на действия Путина.
Как известно, 7−8 февраля 2018 года американцы полностью разгромили подразделение российской ЧВК «Вагнер» в районе сирийского Хашама, создававшее угрозу даже не самим американцам, а их союзникам курдам. Американцы использовали широкий арсенал вооружений (включая артиллерию, ракеты, стратегические бомбардировщики) и ликвидировали эту группу россиян. Никогда ранее за всю историю американо-советских и американо-российских отношений ничего подобного не было. А при Трампе произошло.
Поэтому четыре года президентства непредсказуемого Трампа — с 2017-го по 2020-й — оказались наиболее благоприятным периодом для Украины. Несмотря на происходившие кризисы и на сохранявшуюся напряженность на линии соприкосновения, это было время относительного спокойствия в сравнении с тем, что было до того, и что началось после.
Наиболее спокойный период — это шесть месяцев с 27 июля 2020-го (начало действия соглашения о прекращении огня) по 20 января 2021 года. И хотя время от времени происходили обстрелы, их интенсивность действительно сократилась. За эти полгода погибли шесть украинских военнослужащих. Этот период оказался временем с самым низким уровнем насилия за семь с лишним лет российско-украинской войны.
С 21 января 2021 года, то есть со следующего дня после инаугурации Байдена, напряженность на линии соприкосновения резко возросла, усилилась частота обстрелов, а число погибающих за месяц военнослужащих увеличилось в десять раз (за три месяца с 21 января погибло 29 человек, Зеленский заявлял о гибели 30 военных с начала года, при этом один военный погиб до 20 января). 21 января «ДНР/ЛНР» обнародовали агрессивную доктрину «Русский Донбасс». 25 января возобновилось строительство «Северного потока-2». 28−29 января в Донецке прошел съезд активистов «ДНР» и «ЛНР» «Русский Донбасс», на котором выступали российские пропагандисты, вновь заговорившие о «Новороссии» и необходимости ее объединения с Россией.
Ничего подобного в течение четырех лет президентства Трампа не было. Все эти факты свидетельствуют о том, что Путин воспринимает Байдена как слабого президента, не способного выдержать путинский натиск. К сожалению, реакция Байдена подтверждает это восприятие Путина. Например, после того как Байден согласился с интервьюировавшим его журналистом в том, что Путин — убийца, американский президент действовал в точном соответствии с ожиданиями Путина. Через несколько дней он пригласил Путина на виртуальный саммит по климату. Путин, естественно, принял это приглашение. В ходе саммита Путин получил то, о чем, возможно, даже не мечтал — прорыв из дипломатической изоляции. Более того, Байден еще и поблагодарил Путина за понравившееся ему выступление, за высказанные там «прогрессивные» взгляды. Для Байдена использование такой терминологии — это самая высокая оценка, особая награда Путину за принадлежность к одной с Байденом политической породе.
«Байден даже не поинтересовался, как США могут помочь Украине в этой тяжелой, нервной и напряженной обстановке»
— Российские СМИ с упоением пишут, что Путин, отведя войска, переиграл Запад.
— К сожалению, с этим трудно спорить. Только надо иметь в виду, что особо и переигрывать не надо было, потому что Байден с удовольствием подыгрывал Путину, по сути отказавшись от поддержки Украины.
— Почему вы так считаете?
— В 2019 году Соединенные Штаты под руководством Трампа предоставили военной помощи Украине на 415 миллионов долларов. На 2021 год уходившая администрация Трампа предложила (а Конгресс США поддержал) предоставление помощи Украине в сумме 275 миллионов долларов. Первое, что сделал Байден, — разделил эту сумму на 125 миллионов помощи, какую обещал предоставить безусловно, и 150 миллионов, предоставление которых он поставил в зависимость от выполнения Украиной ряда условий.
Через месяц, в условиях развертывавшегося кризиса, вызванного резко участившимися обстрелами на линии разграничения, заметно возросшим числом погибающих украинских военнослужащих, концентрацией российских войск на российско-украинской границе, Байден полностью отказался от предоставления военной помощи на 150 миллионов и тем самым сократил ее только до 125 миллионов.
Таким образом, если в условиях относительно низкого уровня напряженности Трамп предоставил Украине 415 миллионов помощи, то во время военного кризиса и демонстративного наращивания Путиным угроз Байден снизил размеры помощи почти в три с половиной раза. При этом буквально в те же самые дни передал 90 миллионов долларов помощи Палестинской автономии, хотя эта сумма в бюджете США не была предусмотрена. Иными словами, такие действия Байдена вызваны не тем, что в бюджете США якобы нет денег. Деньги есть, но они выделяются в соответствии с приоритетами Байдена. Очевидно, что Путин все это хорошо видит. И делает неизбежные выводы о предпочтениях Байдена.
В эту канву предпочтений и представлений Байдена укладываются и другие события, происходившие в последнее время: звонок Байдена Путину, согласованная с Путиным отмена запланированного ранее прохода двух американских военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы. На это Путин ответил проведением маневров российского флота в Черном море. Плюс перебросил туда корабли Каспийской флотилии и Балтийского флота, включая десантные. Таким образом, хотя формально заявлено об отводе какого-то количества российских войск, повышенный уровень их концентрации сохраняется. Более того, существенно возросло присутствие российских военных кораблей в Черном море.
— Вы спускаете нас на землю, ведь все вокруг взахлеб радуются: «Байден наш». Понятно, что тема масштабной войны не снята с повестки дня Кремля. Путин может решиться на открытое вторжение на нашу территорию?
— Давайте закончим с оценкой того, что происходило в последние три месяца — с 21 января по 23 апреля, когда Путин устами Шойгу велел отвести войска. Самое точное определение этого явления — «Мюнхен-2021».
В 1938 году в Мюнхене состоялась конференция с участием Гитлера и Муссолини, с одной стороны, и Чемберленом и Деладье — с другой, решившее судьбу Судетской области Чехословакии. Это событие вошло в историю как пример умиротворения агрессора, переговоров с ним, компромиссов, уступок и окончательной сдачи позиций. Обратите внимание на то, что тогда была сдана жертва, Чехословакия, которая даже не была допущена на эту конференцию.
То же самое мы видим и в последние недели. Байден дважды звонил Путину и дважды говорил об Украине без Украины. И когда после долгих уговоров, просьб и требований не только со стороны Украины, но и многих сил в самих США Байден все же позвонил Зеленскому, то он не предложил ему ни новой военной помощи, не пообещал увеличить и ту, что есть. Он даже не поинтересовался тем, как США могут помочь Украине в этой тяжелой, нервной и напряженной обстановке. Более того, вместо того чтобы увеличивать военную помощь, он ее сократил и отказался от направления американских военных кораблей в Черное море.
За время кризиса и вообще с момента назначения на свой пост помощник Байдена по национальной безопасности Джек Салливан ни разу не поговорил со своим украинским коллегой главой СНБО Алексеем Даниловым. Но он уже трижды говорил с Николаем Патрушевым, обсуждая с ним сферы взаимовыгодного сотрудничества.
Еще один демонстративно-показательный момент. У Соединенных Штатов до сих пор нет посла в Украине.
— Это нас очень тревожит.
— Конечно. Даже в условиях мирного времени посол — это важнейший канал связи между двумя странами. Но посол не только не назначен, даже кандидатура на этот пост еще не определена. Заканчиваются первые сто дней Байдена, но этот вопрос еще вообще не рассматривался. Обратите внимание — во времена президента Трампа, кроме посла США в Украине, был еще специальный представитель Госдепартамента по вопросам Украины. Курт Волкер играл достаточно важную административную, дипломатическую, политическую роль в деле оказания поддержки Украине. Назначение такого человека не требует утверждения в Конгрессе и в Сенате. Необходимо только желание самого Байдена. Но эта позиция не заполнена, такой человек не назначен. Все это — свидетельства настоящего отношения Байдена к Украине. То есть он не сделал ни одного шага, обязательного для президента Соединенных Штатов Америки.
«Расширение нормандского формата ухудшит положение Украины»
— Чем объяснить такое отношение Байдена к Украине? Личными обидами?
— Мы можем высказывать предположения. Байден большую часть своей политической жизни был сенатором (с 1973 по 2009 год. — Авт.), трижды возглавлял комитет Сената по иностранным делам. Видимо, это сказалось на его представлении об окружающем мире. В частности, в том, что единственный способ реагирования на любые проблемы — это переговоры. Для многих дипломатов и лиц, связанных с дипломатией, такой способ решения кризиса сохраняется единственным даже тогда, когда их оппоненты намеренно используют переговоры для прикрытия своих недипломатических действий. Для Чемберлена и Деладье переговоры были предпочтительнее, чем меры по укреплению обороны Чехословакии и всей Европы. Они исходили из своих побуждений — не хотели допустить начала новой большой войны в Европе, поскольку хорошо знали, к каким чудовищным потерям Первая мировая война привела Францию, Великобританию и другие страны. И делали все возможное, чтобы не допустить новой войны.
Но они глубоко ошибались, полагая, что их партнеры по переговорам придерживались таких же или близких взглядов. Если переговоры ведут с партнерами, склонными к решению вопросов дипломатическим путем, тогда есть шанс достичь результата. Однако, когда другая сторона использует переговоры для прикрытия своих силовых действий, тогда переговоры становятся не только неэффективным, но и очень опасным инструментом.
В 2014 году администрация Обамы (вице-президентом в которой был Байден) также исходила из соображений, что нужны только переговоры, а силовые действия против агрессии Путина недопустимы. Именно поэтому американские руководители говорили украинцам, в частности господину Турчинову, чтобы тот ни в коем случае не использовал силу для защиты Крыма. Результат мы знаем.
То же самое повторилось и в начале военных действий на Донбассе. Если в первом случае Киев полностью последовал рекомендациям из Вашингтона, то во втором — не стал. Совместными усилиями ВСУ и добровольческих батальонов удалось остановить распространение агрессии на значительную часть территории Украины. К сожалению, время было упущено. Поэтому был потерян Крым и захвачена значительная часть Донбасса. Вот красноречивые примеры подхода, исповедуемого Байденом. В итоге за семь с лишним лет это привело к 13 тысячам жертв и значительным территориальным потерям для Украины.
Увы, мы слишком хорошо знакомы со стилем действий Путина. Если Путин решил использовать силу, он применит ее в любом случае, а переговорами будет маскировать свои силовые действия. Байден, действуя так же, как и в 2014 году, реализует свое искаженное представление об окружающем мире. Сознание Байдена — это главная проблема.
Но, возможно, есть и вторая проблема, связанная с деятельностью в Украине его сына. Сам Байден на конференции в Вашингтоне открытым текстом рассказал, как он шантажировал бывшего президента Украины Петра Порошенко непредоставлением одного миллиарда долларов помощи США Украине, если тот не уволит генерального прокурора Шокина, который начал расследование деятельности Burisma. После некоторого сопротивления Порошенко, как известно, добился увольнения Шокина. Помощь Украине была предоставлена. А затем разразился скандал.
Возможно, эта история сказалась на отношении Байдена к сегодняшней Украине, и он инстинктивно чувствует, что с Зеленским ему не удастся добиться таких же результатов, каких он добился давлением на предыдущего президента.
— Судя по вашим аргументам, расширение нормандского формата, то есть участие США в урегулировании ситуации на Донбассе, маловероятно.
— Не столько маловероятно, сколько в случае реализации оно ухудшит положение Украины.
— Почему?
— Потому что к Меркель и Макрону теперь добавится Байден. Сейчас на переговорах в этом формате Зеленскому противостоят трое — Путин, Меркель и Макрон. С расширением же формата будут противостоять четверо. Это лишь ухудшит переговорные позиции Украины.
Владимир Зеленский, Эммануэль Макрона Ангела Меркель и Владимир Путин на встрече в Париже, 9 декабря 2019
«Реальных санкций нет»
— По информации сайта ZN.UA, не так давно Путин провел совещание, где обсуждалось, как экономически добить Украину. Решили пойти двумя путями. Первый — достроить газопровод «Северный поток-2». Второй — устроить блокаду украинских портов.
— Что касается достройки «Северного потока — 2», это совершенно очевидная вещь. Как только газопровод будет достроен, поставка газа через украинскую ГТС прекратится. В 2020 году через нее было прокачано 55,6 миллиарда кубометров газа. А две нитки (полная мощность) газопровода «Северный поток — 2» — это 55 миллиардов кубометров в год. То есть по своей пропускной способности он равен газотранспортной системе Украины. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предположить, что произойдет после введения в эксплуатацию этого газопровода — на ГТС случится авария, диверсия, взрыв, начнутся ремонты, что-нибудь еще. В любом случае поставка газа через ГТС прекратится, весь газ пойдет через «Северный поток — 2», Украина потеряет довольно крупную сумму, а интерес европейцев к обеспечению безопасности газового транзита через Украину естественным образом улетучится.
Второе — выход к морям. Уже сейчас Азовское море закрыто для украинских военных кораблей и полузакрыто для торговых. Если Путин осуществит военную операцию по установлению контроля над руслом Северо-Крымского канала, вплоть до Таврийска и Новой Каховки, то наиболее удобный плацдарм для обороны распространяется на весь Северо-Таврийский плацдарм — от Кинбурнской косы на западе до линии Васильевка — Мелитополь — Молочный лиман Азовского моря на востоке. Северной границей этого плацдарма является русло Днепра и Каховское водохранилище. На западе и юге — Азовское и Черное моря. И лишь на востоке у этого плацдарма есть короткая перемычка с материком длиной примерно 80 километров — от Васильевки через Молочанск к Мелитополю и Молочному лиману.
Почему это важно? Не только потому, что в случае оккупации Северной Таврии будет обеспечена подача воды в Крым (в начале апреля 2021 года «власти» оккупированного полуострова заявили, что запасов воды в Симферополе хватит на четыре месяца. — Авт.). И не только потому, что на этой территории находятся Запорожская атомная электростанция, Каховская теплоэлектростанция и еще несколько электростанций. В сумме они генерируют почти треть электроэнергии Украины. Если российские войска будут контролировать эту территорию, то экономический потенциал Украины будет сокращен наполовину по сравнению с тем, каким он был до начала российско-украинской войны.
Дело в том, что в случае выхода российских войск на Кинбурнскую косу в самом узком месте перекрывается Днепровский лиман (от Кинбурнской косы до Очакова на северном берегу чуть более трех километров). Соответственно, два крупнейших порта Украины, Херсон и Николаев, вместе с судостроительными и судоремонтными предприятиями этого региона будут де-факто блокированы.
Наконец, от Кинбурнской косы до порта Южный по прямой примерно двадцать километров, а до Одессы — немногим больше. Таким образом, в случае проведения такой операции все морские порты Украины окажутся либо блокированными, либо под угрозой блокирования.
Если же в результате десантной операции российские войска займут полосу черноморского побережья от Очакова до Одессы (длиной лишь около 80 км), то Украина окажется полностью отрезанной от Черного моря.
— В документальном фильме «Крым. Путь на родину», вышедшем в 2015 году, Путин рассказал, что решение о начале «крымской весны» принимали пять человек. Кто сейчас в Кремле обсуждает решение о вторжении в Украину?
— Вообще-то главные решения принимает лично Путин. В принятии решения о начале российско-украинской войны могли участвовать Патрушев, Бортников, Шойгу, Нарышкин, Герасимов.
— В марте 2017 года в интервью «ФАКТАМ» вы сказали, что запас прочности у экономики России довольно серьезный. Путин в своем послании Федеральному собранию почти полтора часа обещал российским гражданам светлое будущее, сулил социальные выплаты и инфраструктурные стройки. Но эксперты считают, что благополучие России существует только в его фантазиях, что умирающая империя продолжает жить по принципу «как бы не стало хуже». Соединенные Штаты недавно ввели новый пакет антироссийских санкций. За океаном считают, что это привело к желаемым результатам. Россия действительно получила болезненный удар?
— Но реальных санкций же нет! Столь громко объявленные и широко обсуждавшиеся санкции на самом деле никакого воздействия на экономику России не оказывают. Единственное, что в последнем пакете можно назвать экономическими санкциями, это запрет для американских финансовых институтов напрямую приобретать долговые обязательства, выпущенные после 14 июня 2021 года российским Центробанком, Фондом национального благосостояния или министерством финансов России. То есть на сегодняшнюю ситуацию это в принципе не может оказать никакого влияния. А если российский Минфин не станет вообще заимствовать с 14 июня, то не будет даже потенциального воздействия.
Что касается состояния российской экономики, то последние семь месяцев наблюдается ее небольшой рост. Это связано с ее выходом из нижней точки падения из-за введенных в прошлом году карантинов и локдаунов. В последние два месяца отмечается довольно существенное увеличение инвестиций в российскую экономику. Некоторые российские наблюдатели даже стали говорить об инвестиционном буме. Так что пока российская экономика действительно увеличивает объемы производства, а холостые заявления из Вашингтона негативных воздействий на нее не оказывают.
— У многих создается ощущение, что Путин сейчас пошел вразнос. Какие санкции могут заставить его если не капитулировать, то хотя бы приостановить свою чудовищную политику по отношению к нам?
— Единственное, что может остановить агрессора, это реальная готовность к сопротивлению со стороны Украины. Прежде всего готовность к силовому сопротивлению со стороны Вооруженных Сил и всей системы обороны, включая территориальную оборону, работу украинских спецслужб и дипломатии. Словом, всего украинского государства. Это первое.
Второе — это реальные экономические реформы, которые способны сделать Украину сильной, динамичной, привлекательной в экономическом отношении страной. Сочетание этих двух факторов в стратегической перспективе (не за месяц, не в течение одного года) способно приостановить агрессию Путина.
«Геополитическое положение Украины с приходом в Белый дом Байдена существенно ухудшилось»
— В так называемых «ДНР» и «ЛНР» очень ждали, что Путин в послании Федеральному собранию объявит о присоединении их к России. Почему он «забыл» о Донбассе?
— Сейчас Путин не собирался говорить о сепаратистах. Их очередь может наступить через несколько месяцев, летом — осенью этого года.
— Ровно два года назад Зеленский выиграл президентские выборы. Что можете сказать о его достижениях? Есть ли они?
— Эти два года были периодом обучения Зеленского базовым обязанностям президента. Судя по тому, что Зеленский недавно обратился к Путину с предложением о встрече, а затем на приглашение приехать в Москву ответил своим согласием, процесс обучения прошел даром.
— При этом у нас оптимизм зашкаливает. Вот «Байден придет и Байден нам поможет».
— Что сделал Байден за первые три месяца своего правления?
Сразу же после инаугурации подписал соглашение о продлении СНВ-3 (договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. — Авт.), которое отказывался подписывать Трамп, что доставляло огромную головную боль Путину, поскольку связывало его по руками и ногам. Отказ от продления этого договора привел бы к расходованию огромных средств со стороны России на модернизацию вооружений. Тогда Путину было бы не до Украины. Он должен был бы заниматься обеспечением стратегической стабильности. Именно Байден, а не Трамп подарил Путину десятки, если не сотни миллиардов долларов и развязал ему руки.
Именно Байден отказался вводить санкции против «Северного потока — 2», хотя их введения требуют два закона, принятые Конгрессом Соединенных Штатов Америки. Именно Байден сократил военную помощь Украине. Это Байден дважды разговаривал с Путиным и развернул американские военные корабли, шедшие в Черное море. Это Байден не интенсифицировал военное сотрудничество с Украиной. Это Байден пригласил Путина на саммит по климату и похвалил Путина за участие в нем. Это Байден вывел Путина из дипломатической изоляции — тот выступал в присутствии лидеров сорока стран мира. Картинка — Путин в центре мировой политической элиты — обошла все телеканалы. Кто все это сделал? Господин Байден.
Байден так относится не только к Украине. Сейчас развивается международный кризис, вызванный атакой ГРУ на Чехию (чешские власти обвинили российские спецслужбы в причастности ко взрывам на двух складах боеприпасов в октябре 2014 года. — Авт.). Эти взрывы привели не только к материальным убыткам, но и к гибели двух граждан Чехии. Чехия на это отреагировала высылкой российских дипломатов. Поскольку Чехия — член НАТО, то согласно статье 5 Устава этой организации нападение на одну из стран — членов Альянса считается нападением на всех членов НАТО (принцип коллективной обороны). И как на это нападение на Чехию отреагировал Байден? Никак.
Для сравнения. Когда в марте 2018 года сотрудники ГРУ (кстати, те же самые или частично те же самые, что и в Чехии) отравили Скрипалей, а затем погибла британская гражданка, Великобритания отреагировала санкциями и высылкой дипломатов. В рамках коллективных действий по обороне Альянса страны НАТО тоже выслали российских дипломатов (разные страны поддержали Британию в разной степени). Из США, обращаю внимание, тогда выслали 60 российских дипломатов. Вот так действовал Трамп, которого обвиняли в том, что он — враг НАТО и противник совместных действий с Европой. Сегодня же Чехию поддержали лишь страны Балтии и Словакия. Другие же страны НАТО во главе с США на это никак не отреагировали.
Какова цена слов Байдена о евроатлантической солидарности, которые он произносит, но какие не реализуются в делах? Байден лишь на словах выступает за евроатлантическое сотрудничество, но на деле — против него.
Те, кто предпочитают сказки, пусть продолжают в них верить. Однако геополитическое положение Украины с приходом в Белый дом Байдена существенно ухудшилось. Заметно выросла вероятность крупного кризиса в течение этого года, в рамках которого Путин нацелился уже не только на территорию Украины, но и на ее государственность. Об этом прямым текстом говорят и Лавров, и Козак.
— И рупоры Кремля типа Симоньян… Получаются, наши иллюзии о поддержке США совершенно не обоснованы?
— Главным союзником Украины является Украина. Что бы ни говорили Байден, Меркель, Макрон, самый главный фактор обороны Украины находится в Украине. Если украинское общество и государство будут защищаться, тогда шанс есть. Не стоит уповать на ложных союзников, следует надеяться прежде всего на себя. А также на настоящих союзников, какие у Украины есть, в частности, в Центральной и Восточной Европе.