Что означает для Польши и Украины победа Дуды на выборах президента
Во втором туре президентских выборов в Польше с минимальным отрывом победил действующий глава государства, 48-летний Анджей Дуда.
Разница между его оппонентом, мэром Варшавы Рафал Тшасковским составляет всего около полумиллиона голосов при 30 миллионах избирателей. По данным Национальной избирательной комиссии, за Дуду проголосовали 51,21% избирателей, за Тшасковского - 48,79%.
Это первые в Евросоюзе выборы, которые прошли в условиях коронавируса (первый тур состоялся 28 июня).
"Выиграть выборы при почти 70-процентной явке - это небывалое событие", - сказал Дуда, выступая с речью.
Тшасковский уже признал поражение.
Что означают итоги выборов в Польше, разбиралась "Страна".
Расколотая Польша
Еще в воскресенье вечером, после объявления экзит-полов, где Дуда опережал Тшасковского в пределах статистической погрешности, никто не брался предсказать исход выборов. Шутили даже о третьем туре.
А мэр Варшавы до последнего верил в победу.
"У них (противников, - прим.ред.) было абсолютно все, тонны денег, весь государственный аппарат, а у нас было гражданское общество и здравый рассудок", - заявил Тшасковский же после признания поражения.
Закручивание гаек и рост роли США
Политики также говорят о расколе.
"Новый президент столкнется с крупнейшим вызовом в свободной Польше - склеить разделенный как никогда ранее польский народ", - заявил лидер Польской крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш.
"Такая небольшая разница с привлечением столь существенных человеческих и финансовых ресурсов является серьезным предупреждением для всего лагеря "Права и справедливости", - написал в Twitter политический обозреватель Марчин Маковский, имея в виду партию Ярослава Качиньского.
Гей-браки против традиционных ценностей
В провластной партии недовольны результатом Дуды, как сказали нам польские эксперты.
"Ведь победа чуть не ускользнула из его рук, у Качиньского к нему много претензий. Хоть Дуда примерно исповедует его принципы", - говорит Чиж.
Принципы власти - это традиционные ценности, на которых Дуда строил свою кампанию. В частности, он заявлял, что "идеология ЛГБТ" опаснее коммунистической идеологии, и обещал закрепить в законе запрет на усыновление-удочерение детей однополыми парами. В отличие от мэра Варшавы, который обещал чуть ли не легализовать гей-браки.
"Для части общества он показался слишком уже либеральным. Противники власти, а это половина Польши, считают, что страна движется чуть ли не к диктатуре, а правящая партия прибрала к рукам суды и пытается заткнуть рот журналистам", - говорит Чиж.
Но прежде всего за Дуду голосовали из-за соцполитики. При нем был снижен пенсионный возраст, введена 13-я пенсия и запущена программа "500+", по которой выплачивают 500 злотых (около 3 300 гривен) на каждого ребенка в семье.
Последствия для Украины
Для Украины консервация власти в Польше может означать дальнейшее обострение отношений, учитывая, что Зеленский в целом продолжает националистическую политику Порошенко, раздражавшую Варшаву.
Действительно, хоть Зеленский на встрече с Дудой в сентябре в Варшаве пообещал оттепель в отношениях с Польшей (а сегодня поздравил его с победой и позвал с визитом в Киев), но пока глобальных сдвигов не произошло.
В Польше по-прежнему многие раздражены национализмом в Украине, а на заробитчан периодически продолжают нападать.
Главные раздражители для Польши - памятники и улицы имени Бандеры и эксгумация могил польских жертв военных конфликтов, которую блокировал печально известный Вятрович.
"Чтобы не было злой памяти либо враждебности, необходимо чествование. А условие этого чествования - это согласие украинской стороны на проведение эксгумаций для того, чтобы можно было обозначить могилы, чтобы потомки знали эти места, куда могут поехать, где могут зажечь лампадку, положить цветы, помолиться, где могут задуматься и вспомнить о своих родных. На этом должны строить наши отношения на будущее", - заявлял Дуда в июле прошлого года в Варшаве, на годовщину Волынской резни 1943 года, во время которой отряды ОУН-УПА массово убивали поляков.
Кстати, именно при нынешней польской власти в 2018 году приняли так называемый "закон о бандеризме". Документ, среди прочего, вводит уголовную ответственность за прославление идеологии украинских националистов и отрицание преступлений ОУН-УПА против поляков в годы Второй мировой войны.